Хорошая
история о том, насколько сложной и непрозрачной сейчас является экосистема мобильных приложений. Там много текста с ненужными вам подробностями, перескажу вкратце. Есть такие компании — дата-брокеры, которые платят разработчикам приложений за данные о геолокации пользователей. Это неплохая сделка для разработчиков — на приложении с 50 000 активных ежедневных пользователей в США можно зарабатывать $1500, только продавая данные о локации пользователей дата-брокерам. Для дата-брокеров это тоже выгодный бизнес — они потом эти данные перепродают своим клиентам уже дороже, предоставляя возможности разной аналитики. Например, купив услуги такой компании, вы можете очертить территорию на карте, найти всех пользователей, которые находились там в определенный момент, и отследить, откуда они пришли туда или куда будут перемещаться дальше. Ранее я публиковал впечатляющее видео с визуализацией подобного сервиса,
посмотрите. Данные пользователей анонимизированы. Но даже сами сотрудники компании признают, что пользователей несложно деанонимизировать.
Так вот, оказалось, что среди клиентов таких сервисов — американская армия, в частности U.S. Special Operations Command. А среди приложений, данные которых покупают — популярные у мусульман дейтинги и приложения для молитв (у самого популярного — сто миллионов установок). Подобной аналитикой также пользуются американские пограничники и налоговая служба. При этом в пользовательских соглашениях об этом, конечно же, нет ни слова — только
обтекаемые формулировки вроде "ваши данные могут быть использованы для исследований и аналитики", и то не во всех приложениях. То есть американские военные тайно от всех покупают данные о точных перемещениях миллионов мусульман. И кто знает, для чего потом эти данные используются.