Рубрика #ЧтецСамец
Дочитал книгу "Influence: The Psychology of Persuasion" от Чалдини. Ну так, неплохая — хоть и немного устаревшая и чуть-чуть неактуальная книга для людей, выросших в развивающихся странах, где за каждым углом следует ждать опасности, нужно быть готовым ко всему — а единственный способ воспользоваться социальным лифтом — это пойти по головам.
Вкратце, автор рассказывает о том, как использовать недостатки нашей когнитивной системы и как эксплуатировать наши основные инстинкты. Можно сказать, небольшое введение в поведенческую психологию с достаточно показательными примерами использования приемов в жизни. Эта книга о том, как, в частности, большие корпорации и малые бизнесы заставляют нас делать то, что мы, казалось бы, делать не хотели.
И эксплуатируются, в основном, два принципа, из которых вытекают шесть правил влияния:
1. Фиксированные последовательности действий
— Отосланные купоны без скидок (из-за ошибки печати) работали так же, как и купоны со скидками
— Некоторые виды животных издают такие же звуки, как и их добыча, чтобы приманить себе еду
— Когда человеку дают цену в $42, а второй продавец "случайно" услышал цену, как $22, покупатель сильно захочет купить вещь даже за $24, пока второй продавец, якобы, не заметил, что ошибается
У нас в голове постоянно работает механизм поиска скидок — хотим мы этого или нет. И даже когда скидки фейковые, большинство людей ведется.
2. Принцип контраста
— Показ более дорогой вещи перед более дешевой увеличит шансы на покупку более дешевой вещи
— Агенты по недвижимости часто сначала показывают крайне дорогие или плохие места, чтобы уже реальный дом на продажу казался более удачным вариантом
— При продаже машины дилер сначала продаст саму машину (дорогостоящая покупка), а потом начнет отдельно накидывать опции (которые выглядят теперь гораздо дешевле)
Увидев до абсурда неподходящий нам вариант, мы гораздо сильнее будем ценить вариант, который до этого нам бы чуть-чуть не подошел.
Ну и сами правила, которые из всего этого вытекают:
1. Обязательство ответной услуги
Человек — это социальное существо, и наши инстинкты говорят отвечать добром на добро — вне зависимости от того, нравится ли нам второй участник обмена или нет — или хотели ли мы этот обмен на самом деле. Примеры:
— Члены религиозной организации сначала бесплатно дадут прохожему цветок, а потом попросят о пожертвовании
— Политики пропихивают законопроекты, просто требуя возвращения социального долга после услуги, которую они оказали другим политикам
— Большинство людей все еще не может спокойно попробовать пробник и уйти без какого-либо неприятного ощущения, не купив продукт
— Ребята из Amway дают сет бесплатной продукции на сутки потенциальным покупателям; а тем, в свою очередь, сложно отказаться от покупки, воспользовавшись этой услугой
Все просто: мы чувствуем себя должниками, даже если нам оказали услугу, о которой мы не просили или которая нам вовсе была не нужна.
Ну и еще один трюк: когда вы сначала предлагаете дорогие (но все еще в рамках разумного) услугу или товар — человек отказывается, а вы предлагаете что-то дешевле и с меньшим количеством ценности. Покупатель думает, что вы пошли на уступку, и гораздо более склонен к покупке.
2. Поддержка выбора и последовательность
Когда вы уже выбрали что-то или что-то заявили, вам сложно переобуться и откатить свою позицию назад.
Прикольный пример привел автор: когда к человеку зашла красивого вида девушка и начала расспрашивать о том, часто ли этот человек ходит в рестораны, театр и кино — человек, очевидно, наврал и приукрасил свою социальную жизнь. После она предложила ему купить членство в клубе, которое дает отличные скидки на все эти активности.
С одной стороны, неприятно сказать, что наврал про свою социальную жизнь. С другой стороны, глупо не взять эту скидку, если то, что он говорит — правда. Так и заводят продавцы людей в тупик.
3. Социальное доказательство
Все очень просто: когда все делают что-то и когда всем что-то нравится, тогда и нам это нравится больше, даже когда мы знаем об этом эффекте.