Вовлечение России в Сирийскую войну на уровне ввода контингента регулярных войск в конце сентября 2015 года было связано не только с тяжелым положением сирийского правительства, но и с более амбициозными задачами. Приезд Касcема Сулеймани в Москву и его предложения по кооперации усилий в Сирии давали возможность России, действуя не в одиночку (Иран помимо собственного содействия мог предложить большие контингенты «дешевой» шиитской пехоты, что позволяло России вести войну в Сирии на принципах «разумной достаточности», дабы избежать сравнений с Афганской войной), получить плацдарм для действий на Ближнем Востоке (который в нулевых расценивался США как ключевой регион), добиться здесь преимущества и создать новый фактор в отношениях с США. Вашингтон, разумеется, отклонил предложения России о сотрудничестве в борьбе с ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и «Аль-Каидой» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), но к моменту завершения основных операций по разгрому войск Халифата в Сирии у Москвы сформировалось уже собственное видение, что можно сделать с сирийским плацдармом. Сирийская операция де-факто стала переломной с точки зрения геополитического целеполагания России. Если до нее Россия придерживалась очень консервативных подходов к ведению заграничных операций, то успехи в Сирии (признанные в том числе и самими США), естественно, толкают Россию не только к их закреплению, но и к использованию полученных преимуществ в более широком контексте.
Во-первых, Москва снова вернулась к концепции закрепления своего влияния через военные базы, получив от Дамаска в длительное пользование военно-воздушную базу Хмеймим и военно-морскую базу Тартус, не считая более мелких аэродромов подскока вроде Т4 и Алеппо. Помимо создания фундамента для действий ВС РФ и ВКС РФ в Сирии, эти базы уже через три года после своего создания начали проецировать российское влияние на другие страны. Опираясь на них, Россия смогла развить операции в Северо-Восточной Африке. О российских военных и «частники» заговорили в Ливии, ЦАР, Судане, Конго, Мозамбике и ряде других стран. Военно-морская база Тартус и авиабаза Хмеймим выступали здесь как опоры своеобразного геополитического моста, который позволил России в считанные годы восстановить часть утраченного влияния и стать одним из ключевых игроков на африканском континенте. Если еще в нулевых было принято горестно вздыхать о том, сколько всего было бездарно брошено после развала СССР с ритуальным поминовением Лурдеса и Камрани, то в середине десятых России регулярно начали поступать предложения открыть военные базы в других странах — в Эритрее, Судане, Египте, Ливии, Мозамбике, ЦАР. Появился выбор.
В свою очередь, это влияние начало конвертироваться в новые базы и создание основы для них. Были заключены многочисленные договоры о предоставлении доступа в воздушное пространство и порты для российских самолетов и кораблей. Важной вехой этих усилий стало заключение соглашения о создании военно-морской базы в Порт-Судане, которая позволяет России на длительной основе оказывать влияние в одном из ключевых регионов мира, через который проходит значительная часть мировой морской торговли.
Россия, возвращаясь на Ближний Восток, Африку или Латинскую Америку, куда как в меньшей степени делает ставку на идеологию или экономическую помощь, акцентируя свою роль на партнерских отношениях в сфере безопасности и добыче полезных ископаемых. С одной стороны, это связано с тем, что у России меньше ресурсов для содержания союзников, чем их было у СССР или чем есть сейчас у Китая, который может позволить скупать целые страны, как это было проделано с той же Замбией. С другой стороны, нарастание количества локальных войн и рост террористической угрозы, резко повысил востребованность «силового партнерства», особенно для стран, которые по различным причинам не заинтересованы в том, чтобы отдавать эти вопросы на аутсорс США.