В этом году снова наблюдаю, как дети с упоением, остервенением и одержимостью сдают ЕГЭ и молятся, чтобы этот опыт больше никогда не повторился. Если вы помните, во время
встречи со мной как сопредседателем Российского движения школьников все дети без исключения высказались против выпускных экзаменов в их текущем виде. Ничего, кроме неприятия или даже ненависти, ЕГЭ у детей не вызывает.
Я помню, что в свое время введение Единого государственного экзамена подавалось нам как невероятный социальный лифт для детей со всей России, которые смогут использовать объективную оценку своих знаний для поступления в любой вуз страны. С момента первого экспериментального запуска прошло уже 18 лет, а в последнее десятилетие ЕГЭ — единственная форма выпускных экзаменов в российских школах. Я считаю, что прошло достаточно времени, чтобы сравнить ожидания и реальность.
Я думаю, что следующие слова можно записать в качестве официального определения этого феномена: ЕГЭ — это лихорадочное натаскивание детей на правильное решение задач в экзаменационных материалах, которое на корню убивает индивидуальность, креативность и желание учиться по-настоящему.
Фактически мы узаконили имитацию учебного процесса в качестве инструмента достижения успеха. Имитация становится частью психологии для подавляющего большинства молодежи, которая через несколько лет выйдет на рынок труда и станет влиять на экономику страны, которой нужен рывок за рывком. Умельцев рисовать статистику у нас и без того хватает.
Нам бы признаться вслух на государственном уровне, что налаженная логистика не стоит концептуальных издержек, и выйти уже из участия в эксперименте над собственным будущим. Послушать деканов, которые, не рискуя критиковать систему, говорят мне, что уровень подготовки абитуриентов не выдерживает никакой критики. Мне после этих разговоров действительно становится страшно.