🚔
«Дезинфекция протеста»
Сегодня Апология протеста представила доклад «Дезинфекция протеста», посвященный протестной активности и ее нейтрализации со стороны государства в эпоху коронавируса в России
Кандидат юридических наук, юрист
Анна Бочило пришла к выводу, что коронавирусные ограничения и карантинные статьи стали удобной заменой или дополнением статьи 20.2 КоАП РФ и поводом для задержаний и преследований активистов.
По нашим подсчетам, с начала марта по август 2020 года — в период пандемии коронавируса — в городах России прошло не менее
775 пикетов, одиночных пикетов и пикетных «очередей». Рост протестной активности произошел в конце мая—начале июня и de facto совпал с началом завершения карантина.
К концу марта власти 45 российских субъектов запретили любые публичные мероприятия, тогда как даже в условиях объявленных режимов повышенной готовности собрания, митинги, пикетирования не могут быть запрещены.
В пандемию сначала сам протест, наряду, например, с походом в магазин или банк, являлся нарушением карантина, а потом — с момента открытия протестного сезона и началом снятия карантинных ограничений — стал рассматриваться как угроза санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и инфицирования Covid-19.
«При этом даже соблюдение участниками пикетов социальной дистанции и использование средств индивидуальной защиты не имеет никакого значения и в большинстве своем не освобождает активистов от претензий со стороны полицейских и точно так же влечет составление протокола по коронавирусной статье, а иногда — и по статье о нарушении правил проведения акции или по двум этим статьям одновременно», — сказано в докладе.
Анна Бочило пришла к выводу, что борьбу с коронавирусом продолжают использовать для давления и незаконных задержаний гражданских и политических активистов, мирно выходящих на одиночные пикеты. Статья 20.6.1 КоАП РФ (или ее аналоги в региональных кодексах об административных правонарушениях) применяется к протестующим как отдельно, так и совместно со статьей 20.2 КоАП РФ (нарушение правил проведения акции). В то же время практика показывает, что в большинстве случаев нарушение вменяется только по статье 20.6.1 КоАП РФ.
Санкция по статье 20.6.1 КоАП РФ предусматривает предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере
от 1000 до 30 000 рублей. В
докладе «Россия: принуждение к карантину» мы писали, что «чаще всего по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ штраф назначали физическим лицам в размере 1000 рублей». Однако эта планка
заметно повышается для активистов, которых штрафуют по данной статье за одиночные пикеты или участие в протестных акциях.
Анализ 26 доступных судебных решений показал, что только в трех случаях дела были прекращены в связи с отсутствием состава правонарушения, в 6 случаях было вынесено предупреждение.
В 17 из 26 случаях суды назначали штрафы. Семь раз по 10 000 рублей, три раза по 3000 рублей, два раза по 5000 рублей, дважды по 1000 рублей и по одному разу — 20 000 рублей, 15 000 рублей и 8000 рублей.
Таким образом, средний штраф по коронавирусной статье для активистов составил
7 900 рублей.
«Сложившаяся в России практика использования карантинных статей для замены или дополнения статьи 20.2 КоАП РФ применительно к одиночным пикетам свидетельствует о том, что определенные меры и ограничения не имеют никакого отношения к реальной борьбе с распространением заболевания, а имеет целью охлаждение и нейтрализацию мирного гражданского протеста», — говорится в докладе.
Апология протеста рекомендует:📍отменить указы глав российских субъектов, которыми введены ограничения;
📍снять ограничения на реализацию права на свободу собраний и выражения мнений;
📍прекратить практику оформления протоколов по статьям 20.2 и/или 20.6.1 КоАП РФ за одиночное пикетирование;
📍списать задолженности по штрафам за участие в одиночном пикете.
«В противном случае одиночные пикеты можно считать формой протеста, объявленной полицией и судами вне закона», — резюмировала Анна Бочило.
Прочитать доклад полностью можно здесьздесь.