Привет, это
Фёдор СирошФёдор Сирош, адвокат Апологии протеста. Ровно год назад, 27 июля, была акция в поддержку незарегистрированных кандидатов в Мосгордуму. В тот день я защищал протестующих, которые оказались задержаны сотрудниками полиции и доставлены в отдел.
Первым, кого задолго до начала акции задержали, был
Костя Коновалов. Некоторое время я ходил по Тверской, пытаясь найти автозак, в котором он был, потому что связаться было нереально. А когда я всё-таки нашёл Костю, меня к нему, естественно, не пустили.
До того, как его доставили в отдел, меня самого чуть не запихнули в автозак (обошлось благодаря красной корочке — удостоверению адвоката).
Константина увезли в ОВД Аэропорт, меня, конечно же, снова туда не пустили. У него болела нога, полицейские отказывались вызывать скорую. В итоге врачи приехали, когда Костя вызвал их сам. Перед тем, как его забрали в больницу, сотрудники правоохранительных органов судорожно пытались составить протоколы и требовали Костю их подписать. Он отказался что-либо подписывать без адвоката. Все знали, что я стою на КПП, но по каким-то причинам игнорировали.
Через несколько дней мы подали заявление на преступление в Следственный комитет, но вместо проверок это было рассмотрено в качестве обращения. Если коротко, то ответ был в таком духе: «ну вы же участвовали в протестной акции, поэтому действия сотрудников полиции абсолютно законны». Поэтому проверку никто проводить не стал.
И в районном, и в Мосгорсуде развели руками, говоря о том, что Следственный комитет сам решает заводить ли уголовное дело и проводить проверку или нет. Думаю, суд хотел быть на нашей стороне, но увы, не мог.
Кто бы мог подумать, что человека, которому сломали ногу во время пробежки, будут судить по митинговой статье? В суде не могли найти дело, чтобы я с ним мог ознакомиться. Дата нового заседания попала на отпуск, а у Кости — на реабилитацию. Поэтому я оставил ходатайство о переносе, но заседание всё-таки прошло без нас. Постановление вынесено, а Костя привлечён к ответственности.
Но и это ещё не всё. Мосгорсуд отменил решение Савеловского районного суда и вернул на новое рассмотрение. Кстати, из материалов дела куда-то пропали наши приложения с доказательствами. (Да и Савеловский суд выполняет свою работу недобросовестно: документы теряют, дела не находят и много чего).
Мы предоставили доказательства, привели свидетелей, но Костю всё равно привлекли к ответственности. А Мосгорсуд на апелляции нам ответил: «Ну вот так, ребят ¯\_(ツ)_/¯». Всем было всё равно, что Костя не протестовал, что его задержали задолго до, что есть свидетели, что рапорты под копирку, что подписи одинаковые, а из доказательств — документы, подписанные понятыми, которые, вероятно, являются сотрудниками полиции. И всё равно Костя виновен.
Я никогда так не расстраивался из-за того, что административная ответственность у нас так слабо регулируется, что бесполезно что-то доказывать, когда написан рапорт, нет никакой состязательности, нет никакой даже видимости презумпции невиновности. Это чёрствое равнодушие. Такое ощущение, как будто судьи заранее настроены против протестующих. И не так важно откуда ты. С Москвы, не с Москвы. Если протестуешь, значит, ты негодяй. В самих мыслях судей, если ты выражаешь протест, то автоматически становишься нарушителем, и должен за это понести наказание.
Законодательство и отношение должно меняться. И должно меняться как можно скорее. Законным способом.