Как «Яндекс» незаметно для себя превращается в Hooli
Соцсеть «Аура» «Яндекса» - это, пожалуй, последний продукт из цепочки всего того, чего у компании ЕЩЕ не было (попытки создать соцсеть были - но все неудачные, подсказывает наш Пастор).
Последние несколько лет у «Яндекса» найдётся действительно все: и еда, и такси, и каршеринг, и блоги, и смартфон, и голосовой помощник, и беспилотник, и онлайн-кинотеатр с музыкальным сервисом, и даже специальная станция для помощи по дому.
Вот и выручка, если верить топ-менеджменту, растёт отличными темпами: все благодаря такси, еде и экспериментальным сервисам.
Чего у «Яндекса» нет - так это четкого понимания того, зачем ему такая прорва сервисов и продуктов.
Конечно, цель всех телодвижений одна, и она очень проста: заработать как можно больше денег. Вот и бесплатный контент в виде фильмов, сериалов и музыки принесли в жертву собственному Кинопоиску: после запуска онлайн-кинотеатра «Яндекс» начал усиленно бороться с пиратством в интересах правообладателей.
Но если с простыми сервисами типа еды и кино захват рынка - лишь вопрос времени, то опыт с медиа и хардвером можно считать как минимум очень спорным: «Дзен» постоянно критикуют за кликбейт, «Аура», как оказалось, поощряет цензуру , смартфоны - мягко говоря, не прорывная история, а «Яндекс станция» - специфический и имиджевый продукт, нацеленный на специфического же покупателя.
Как отметил один из наших прихожан в приватном разговоре с пастором: складывается впечатление, что в «Яндексе» просто объявили внутренний чемпионат по сжиганию бабла [на создание самых разных бизнесов].
Направлений в бизнесе стало настолько много, что кажется; будто они и менеджмент существуют друг от друга, а качество сервисов и имиджевые риски становятся вещью второстепенной.
Честно говоря, «Яндекс» все больше и больше начинает напомнить Hooli - вымышленного ИТ-гиганта из сериала «Кремниевая долина». У этой компании отличный офис, команда, которая мыслит исключительно позитивно и бесконечное число запусков сервисов, которые существуют ради запусков и отчетности перед руководством. При этом компания способна лишь расширять возможности монополиста и не стремится создавать нечто новое, в полной мере инновационное.
Впрочем, на фоне переговоров о сделке со Сбербанком, все это выглядит более чем логично: наращивание капитализации перед продажей любой ценой. Почему бы и нет?