Size: a a a

Пост Лукацкого

2020 June 17
Пост Лукацкого
Рубрика «Циничная аттестация»
Исторические хроники.
В мае 2016 года вышло постановление Правительства 392, в народе известное как «новое 365-ое», потому что оно достаточно кардинально изменило содержание и смысл Положения о координации, утвержденного «старым 365-м», которое, на самом деле было не 365-м (ПП 365 вышло в 2010 году, но в его составе тогда не было Положения о координации), а было 394-м (ПП 394 от апреля 2012, изменившее ПП 365 от мая 2010). Принципиально новым в «новом 365-м» версии 2016 года было появление нового перечня так называемых приоритетных направлений (ПН), среди которых появилось и ПН 4 – «Защита информации, содержащейся в государственных информационных системах, и обеспечение информационной безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами». К каждому ПН прилагался перечень так называемых целевых показателей (ЦП), которые полагалось указывать при планировании МПИ.
ПН 4 и соответствующий ЦП к нему как раз и явились тем средством, которое Минкомсвязи намеревалось использовать уже для более жесткого «принуждения к аттестации». Но вместо того, чтобы сделать значением ЦП для ПН 4 совершенно логично напрашивающееся отношение числа аттестованных ГИС к общему количеству ГИС в ведомстве, в методику оценки был включен совершенно идиотский показатель, названный «Наличие мероприятий по защите информации в соответствии с требованиями».
Ниже Циникс цитирует формулировку этого ЦП в соответствии с одним из основных действующих до настоящего времени методических приказов по координации – приказом 420 от августа 2016:
По приоритетному направлению N 4.
Базовый показатель: "Наличие мероприятий по защите информации в соответствии с требованиями".
Данный показатель рекомендуется устанавливать для мероприятий по информатизации, направленных на создание, развитие, эксплуатацию или вывод из эксплуатации информационных систем. Значение данного показателя устанавливается "Да", если орган государственной власти осуществляет (планирует осуществить) в составе работ мероприятия по защите информации в соответствии с требованиями приказа ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 мая 2013 г., регистрационный N 28608), в обратном случае в значение показателя устанавливается "Нет".
Данный показатель является основным для информационных систем.

То есть, вместо четкого «Аттестовано 7 ГИС из имеющихся 20», который нужно было бы выставлять на уровне всего ПИ, в методике предлагалось для каждого МПИ, направленного на ГИС, писать «Да» или «Нет» в каждом году планирования. А поскольку таких значений в МПИ нужно было указывать 4 (одно базовое, фиксирующее текущее состояние, и по одному для каждых из 3-лет планового периода) шкала значений ЦП для ПН 4 в МПИ выглядела примерно так – «Нет-Нет-Нет-Да» (что на на простом русском языке означало «Сейчас эта ГИС не аттестована, но, возможно, мы займемся аттестацией через 2 года. Но это не точно») или «Нет-Да-Да-Да» (что означало – «Сейчас аттестации нет, но мы обещаем, что начнем ею заниматься в следующем году. Но получим аттестат или нет, неизвестно»).
Эксперты ЦЭКИ, занимающиеся оценкой МПИ, были обучены реагировать на последовательность четырех подряд «Нет» в целевом показателе (потому что это означало, что аттестации нет, и ведомство на эту тему не заморачивается) и в этом случае выставлять замечание к МПИ. В остальных же случаях всё прокатывало – МПИ получало положительную оценку по соответствующему правилу проверки.
Что совсем не гарантировало, что аттестация конкретной ГИС все-таки состоится.
источник
Пост Лукацкого
Рубрика «Циничная аттестация»
Исторические хроники.
Лафа с «данетками» по ПН 4 продолжалась до начала 2019 года. На самом деле, первые признаки очередного ужесточения ситуации с обязательной аттестацией ГИС случились еще весной 2017 года – тогда вышло ПП 555, которое внесло серьезные изменения в ПП 676 от 2015 года (Циникс здесь не всегда пишет даты и полные названия ПП, потому что эта тема интересна, по-видимому, только «боевым» координаторам, а они в курсе действующей нормативки – ну, по крайней мере, Циникс надеется, что в курсе). Суть изменений в ПП 676 сводилась к тому, что, начиная с 2019 года, не допускается эксплуатация ГИС, не имеющих действующего аттестата соответствия.
Циникс с трудом себе представляет ситуацию, когда в ведомственный ЦОД приходит контролер Минкомсвязи и выключает рубильник в ряду стоек, где размещена неаттестованная ГИС. Хотя, посмотреть на такой цирковой номер Циникс бы не отказался. На практике, конечно, все выглядит проще и бюрократичнее – Минкомсвязи просто перестало согласовывать в планах 2019 года мероприятия по эксплуатации ГИС, у которых нет аттестата соответствия. Всё по любимой классике Циникса – «Нет ручек – нет конфеток!». А раз МПИ не согласовано, Минфин и Казначейство не открывают «шлагбаум» по его финансированию.
В середине 2017 года, когда появились эти изменения в ПП 676, многим координаторам казалось, что 2019 год далеко, до него еще нужно дожить, а потом еще в 2018 году практически целиком сменился состав Минкомсвязи, в том числе, и на координацию пришли совершенно новые люди. Ведомства выжидали, руководствуясь бессмертным принципом Ходжи Насреддина – «А к тому времени или падишах умрёт, или осёл копыта откинет – как-нибудь прокатит».
Но не прокатило. Уже в начале 2019 года ситуация с никак не согласовывающимися МПИ по эксплуатации ГИС стала подниматься наверх – сначала на уровень министра К.Носкова, а потом и на уровень вице-премьера М.Акимова.  В начале апреля 2019 вопрос о временной приостановке действия соответствующих пунктов ПП 676 слушался на заседании президиума Правкомиссии по ИТ. Добрые люди еще тогда подогнали Циниксу протокол того заседания, но Циникс до поры до времени хранил молчание – хотя, знал, что запрет на эксплуатацию нетаттестованных ГИС будет приостановлен.
источник
Пост Лукацкого
Рубрика «Циничная аттестация»
Циничные прогнозы.
Неискушенный читатель (хотя, Циникс надеется, что среди его аудитории таких нет) может спросить: «А в чем, собственно, проблема с аттестацией ГИС? Ведь если судить по доступным госконтрактам в ЕИС госзакупок, подобные работы обходятся в достаточно скромные суммы – как правило, единицы миллионов рублей для ГИС, разработка которых стоила десятки (а нередко и сотни) миллионов рублей. Разве так сложно потратить несколько процентов бюджета разработки и эксплуатации ГИС на то, чтобы выполнить формальные требования по защите информации и получить аттестат соответствия?» Вот в этом-то и корень проблемы.
Дело даже не в том, что у координаторов федеральных ведомств бюджеты информатизации напоминают «тришкин кафтан», и они постоянно вынуждены решать, затыкание какой конкретной «дыры» является в настоящий момент наиболее приоритетным – и если есть возможность оставить какую-то «дыру» неприкрытой (например, ту самую аттестацию ГИС – вроде бы, обязательную, а вроде и не очень), то «дыру» так и оставляют. Проблема в том, что аттестация ГИС – это айсберг, у которого, как известно, над поверхностью видна только малая часть.
Сами работы по аттестации – их состав в зависимости от класса защищенности ГИС, сложность и стоимость – вполне понятны, предсказуемы и измеримы в деньгах. Но непредсказуемой очень часто бывает степень готовности самой ГИС к аттестации. Совершенно не секрет, что многие системы ваяются по хорошо известному принципу (Циникс здесь приводит его цензурный вариант) – «Хрена-хренак – и в продакшен!» «Подсистемы защиты информации» в таких ГИС нередко являют собой стандартный модуль парольной защиты на входе и, в лучшем случае, разграничение доступа к функциям, информации и документам внутри системы по ролевому принципу. При аттестационных проверках отрицательное заключение о невозможности аттестации может появиться уже на первом десятке пунктов из чек-листа. Именно поэтому существуют весьма востребованные услуги предаттестационного аудита ГИС и подготовки к аттестации. И вот эти-то услуги по стоимости уже вполне сопоставимы со стоимостью разработки системы – ведь, фактически, подготовка к аттестации такой ГИС нередко превращается в полноценную разработку подсистемы ЗИ-ИБ, которая была «оптимизирована» при первоначальной разработке.
И речь идет уже не о единицах миллионов, а о десятках миллионов рублей – в расчете на одну ГИС. В среднем, на одно федеральное ведомство приходится около десятка ГИС (Циникс не случайно подчеркнул слова «в среднем» - реальный разброс очень значительный), а это значит, что на честную подготовку и проведение аттестации – снова, в среднем – каждоиу ФОИВу потребуются бюджеты, измеряемые сотнями миллионов рублей. А где их взять? Вопрос риторический.
Поэтому Циникс совершенно не исключает такого сценария развития ситуации, при котором ряд ГИС будет принудительно лишаться своего государственного статуса и, следовательно, выводиться из-под нависающей «гильотины аттестации» (в последнее время слово «гильотина» - в хорошем его смысле – стало весьма популярным в кругах реформаторов госуправления, вот Циникс решил его тоже употребить).
Но фокус с «разгосударствлением» ГИС удастся провернуть далеко не всем ФОИВам и далеко не со всеми ныне существующими ГИС. В этом случае вполне реальным выглядит вариант с уводом ГИС в подведы ФОИВов. Сейчас на подведы уже сбрасываются не подлежащие координационному контролю бюджеты эксплуатации ГИС (а иногда – и бюджеты развития), поэтому полная передача ГИС на баланс подведов, хотя, и будет выглядеть с точки зрения контролеров координации, включая Счетную палату, нарушением нормативки, но позволит осуществлять их финансирование за границами действия ПП 365.
источник
Пост Лукацкого
А зачем ДИБ ЦБ убрал с обновленного сайта все стандарты по ИБ? Непонятно...
— Alexey Lukatsky (@alukatsky) June 17, 2020
источник
Пост Лукацкого
Не забываем, что до 1-го сентября надо закончить категорирование объектов КИИ. Никаких отсрочек из-за коронавируса никто не вносил, а с учетом наличия в проекте КоАП наказания за некатегорирование, проблемка может вырасти в проблемище
— Alexey Lukatsky (@alukatsky) June 17, 2020
источник
Пост Лукацкого
ФСТЭК требовала к 1-му января 2020 всем производителям выполнить новые требования по доверию - https://t.co/lMFfA69QLP Потом срок сдвинули на 1-е июня 2020, но уже неофициально. Но вендора снова подзабили болт. Опять неофициально сдвинут или начнут карать?
— Alexey Lukatsky (@alukatsky) June 17, 2020
источник
Пост Лукацкого
Свеженький отчет Exabeam по SOCам - https://t.co/1aWXBzZoS0 Многое перекликается с российским исследованием по SOCам, которое публикует @BISJournal - https://t.co/wf3O9vh8RU pic.twitter.com/rvgqKH4UVe
— Alexey Lukatsky (@alukatsky) June 17, 2020
источник
Пост Лукацкого
Переслано от dukeBarman
Помимо этого сейчас проходит https://open-security-summit.org/ Только что закончился первый день https://www.youtube.com/watch?v=2B1U1GR-jzU Данный трэк посвящен "Threatmodel Tool Demos"
источник
2020 June 18
Пост Лукацкого
Испанская ИБ-компания тайком создавала инструменты для киберпреступниковhttps://t.co/u4ccUiHLom
— ИТСек.Ру (@itsecru) June 18, 2020
источник
Пост Лукацкого
Простая и наглядная модель "коронавирусных" киберугроз
источник
Пост Лукацкого
источник
Пост Лукацкого
Не успела отрасль привыкнуть к аббревиатуре NTA, введенной Gartner, как они вводят новую - NDR. Скоро будет NOAR? Что дальше? https://t.co/jMSvrbEzb8
— Alexey Lukatsky (@alukatsky) June 18, 2020
источник
2020 June 19
Пост Лукацкого
Интересно, это сам ДИТ Москвы пишет про то, как они будут защищать голосование по поправкам в Конституцию, или для сайта тексты готовит PR-служба без консультаций со специалистами? pic.twitter.com/9lUDoDx4Aa
— Alexey Lukatsky (@alukatsky) June 19, 2020
источник
Пост Лукацкого
А то меня терзают смутные сомнения в их способности защитить мой голос, если ГОСТ 34.10-2012 у них - это алгоритм шифрования, а для шифрования используются сертификаты SSL...
— Alexey Lukatsky (@alukatsky) June 19, 2020
источник
Пост Лукацкого
ЦБ устанавливает требования к системе управления операционным риском кредитных организаций#ИнформационнаяБезопасность #ibbank #Банкиhttps://t.co/mIyWoqNKuE
— ib-bank (@BISJournal) June 19, 2020
источник
2020 June 20
Пост Лукацкого
Банк России опубликовал Положение от 08.04.2020 № 716-П «О требованиях к системе управления операционным риском в кредитной организации и банковской группе». Банки должны соответствовать новым требованиям с 01.01.2022 https://t.co/SRrR5EUT3m
— Хоттабiч (@i482) June 20, 2020
источник
2020 June 24
Пост Лукацкого
Бумажная безопасность pic.twitter.com/9F7TcK08fx
— Alexey Lukatsky (@alukatsky) June 24, 2020
источник
Пост Лукацкого
"Средства разработки программного обеспечения на основе квантовых технологий "!? Что?!.. https://t.co/DvDPXvN7dA
— Alexey Lukatsky (@alukatsky) June 24, 2020
источник
Пост Лукацкого
Есть пробитие!https://t.co/5dOGQ4dmTz
— Russian cryptography (@CryptographyRU) June 24, 2020
источник
Пост Лукацкого
I am pleased to share that I have just completed a much needed update to the Ultimate Library of ICS Cyber Security Resources on https://t.co/oYCDmPWQxr. 300+ new documents, standards, practices and cheer sheets have been added. More to come. Enjoy!!!https://t.co/sCC8IAHYtp
— SCADAhacker (@SCADAhacker) June 24, 2020
источник