О противлении злу насилием.
Вопрос о противлении или непротивлении злу насилием рассматривается во всех основных древнейших религиозно-философских системах - индуизме, буддизме, конфуцианстве и христианстве.
Решается он часто самым противоположным образом, несмотря на некоторую общность взглядов на природу человека. Из одно и того же верования о наличии у человека бессмертной души, индуизм и буддизм делают прямо противоположные выводы.
В Бхагавадгите, древнейшем памятнике индуизма, божественная сущность Кришна убеждает воина Арджуну исполнить свой долг даже не смотря на то что это приведёт к смертям многих достойных людей, в том числе и его родственников. Кришна объясняет это тем что тело всё равно не имеет значения, а душу другого человека убить нельзя.
В Буддизме принята противоположная концепция о непротивлении злу насилием. В основе ее лежит убеждение, что по закону кармы насилие порождает только насилие. Правда это только несколько упрощенное понимание.
В Христианстве каждый может найти идею по своему вкусу: Иисус изгоняет торговцев из храма и в то-же время призывает подставить правую щеку после удара по левой.
Давайте попытаемся ответить на вопрос - во что бы превратился мир если бы добрые люди не сопротивлялись злу? Зло бы восторжествовало и самые мерзкие силы угнетали бы не способных ему противостоять добрых людей.
Давайте подумаем чем вызвана особая популярность идеи непротивления злу во время Беларуских протестов? Разве речь идёт о настоящем гуманизме?
Да нет, на самом деле речь идет о трусости. Чтобы простить врага, нужно его сначала победить. В прощении врага, который побеждает нет никакой доблести и никакого благородства, потому что он в этом прощении не нуждается и он ни в чём не раскаивается, а скорее наоборот убеждается в своей безнаказанности.
А что такое добро? Можно вспомнить точку зрения литерного героя романа Владимира Дудинцева “Белые Одежды” Федора Дежкина - добро это СТРАДАНИЕ, а иногда трудно переносимое.
Он опровергает то мнение что в доброте есть элемент эгоизма и добрым поступком человек удовлетворяет свою потребность в специфическом остром наслаждении. Эпиграфом к роману были взяты слова из Иоанна Златоуста:
«Сии, облеченные в белые одежды, – кто они и откуда пришли? Они пришли от великой СКОРБИ».
Итак сражаться со злом - обязанность каждого высокоморального человека. Если без насилия это сделать невозможно, то использовать насилие необходимо. И настоящее добро можно творить только через сострадание.