Могли ли массы, не прошедшие школы, понять своеобразный метод Маркса, доступный только тому, кто знаком с великою идейною работою, произведенною немецкою классическою философией над обильным материалом, доставленным ей развитием точных естественных наук? Метод не мог быть понят массами; они ухватились за результаты. Но массы не могли понять положения, в которых Маркс формулирует результаты своего исследования, в их взаимной обусловленности в системе, в их переплетающейся связи со всею областью социальной жизни; они ставили эти положения рядом одно с другим, не объединяя их и не понимая их обусловленности. «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». «История всех существовавших до сих пор обществ была историей) борьбы классов». «Стоимость всякого товара определяется общественно-необходимым для его производства трудом». «Богатство имущих классов происходит от прибавочной стоимости, производимой рабочими, от неоплаченного труда рабочего класса». «Капиталистическое общество имеет тенденцию к усиливающемуся обнищанию рабочего класса». «Мелкое производство уничтожается, господство над средствами производства попадает в руки постоянно уменьшающегося числа крупных капиталистов». «Монополия капитала становится оковами того способа производства, который р'азвился вместе с нею и под ее влиянием. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такой степени, при которой они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она разрывается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторы зскпроприируются». Эти положения, и еще несколько других, не согласованные друг с другом, — таково представление широкой публики о марксизме, таков тот вульгарный марксизм, который массы вычитали из популярных изложений учения Маркса и который они должны были вычитать, благодаря отсутствию у них подготовки и правильной школы. Лишь об этом вульгарном марксизме и приходится говорить в тех случаях, когда в широких кругах публики ведутся споры о «марксизме».
О. Бауэр. История "Капитала" [Сборник "Основные проблемы политической экономии"], 1922, стр. 42-43