Elena Vasiljeva
Насчёт адских потерь в полку - такое на той войне было вполне возможно. Я сейчас смотрю потери 268-й дивизии (55-я армия, Ленинградский фронт) - это просто ужасно. 3-4 раза, с сентября 1941 года по август 1942 года, дивизия теряет до 80% личного состава активных штыков (в стрелковых полках).
Про бои по форсированию реки Тосно и на "Ивановском пятачке", например: "в первый день один из её полков 952-й стрелковый полк (командир майор А.И. Клюканов) потерял 60 %, а другой, 947-й стрелковый полк (командир — подполковник Владислав Вайцекович Козино) — 70 % личного состава".
При этом дивизию не отводят в резерв, на переформирование и пополнение, а лишь отводят на другой рубеж слегка отдохнуть и пополнить, и - вперёд. Отмечу, что командование 55-й армии получило по шапке за такие цифры потерь.
Вполне похоже на ситуацию в фильме "Они сражаись за Родину", где после трёх боёв подряд от полка (штатной численностью около 2,5 тыс человек) остаётся 27 бойцов и ни одного командира. Даже если полк был недоукомплектован и насчитывал 1000 человек, цифра потерь - чудовищная.
У Исаева была хорошая метафора: потрёпанная в боях дивизия подобна часам с разбитым стеклом и отломанными стрелками. Заменить утраченные и испорченные детали - и они будут дальше работать. А свежесформированная дивизия это как новенькие часы без механизма. Пока не будут работать, причём в реальных, трудных условиях штаб, связь, службы тыла, воевать она будет, дипломатично говоря, малорезультативно....