Эксперименты бывают долгими по-разным причинам:
1. Хотим увидеть очень маленькое изменение => надо много трафика.
Это решается или подбором (1) более чувствительной метрики, или (2) исправлением самой гипотезы.
Разработка более чувствительных метрик – это долгий аналитический процесс.
Если компания/продукт уже достаточно зрелая и вышла на стадию оптимизации, то имеет смысл потратить на это время и тем самым ускорить эксперименты. Яндекс и Booking много пишут про создание синтетических метрик, которые часто являются каким-либо математическим преобразованием над исходной метрикой.
Если мы говорим про запуск нового продукта/стартапа, то надо отправлять гипотезу на доработку (делать ux-ресерчи и тестировать мокапы) или вообще отказываться от ее проверки. АБ-тест тут не подходит – это очень дорогой способ проверки гипотезы, т.к. требует наличия разработанного продукта.
2. Эффект изменения сильно отложен => долго ждать обратной связи от рынка
В SaaS одна из главных метрик – это продление подписки. Если мы говорим про готовые подписки, то и ждать результатов гипотезы нужно год.
В таком сценарии надо искать прокси-метрики, которые могут "предсказывать" отложенные метрики.
Например, наша целевая метрика – % продлений через год. Подписка продляется через Apple Store автоматически через год. Это правило платформы, которое на которое не можем повлиять.
Но у этой метрики есть зеркальная метрика – отмены подписок. Отменять подписку пользователь может самостоятельно в любое время по собственному желанию. И мы, как продукт, можем на это желание влиять. Поэтому такая "обратная" метрика будет хорошим индикатором для основной метрики.
Другой пример – возвращение пользователей в продукт через месяц (monthly retention). Неохота ждать месяц для проверки влияния на эту метрику. Тут хорошее поле для исследований данных. Очень часто количество сессий / время в приложении / retention на первый день хорошо "предсказывают" retention через месяц. Поэтому можно брать эти прокси-метрики.
3. Делаем слишком много мелких изменений в продукте и хотим оценить их суммарный эффект
В таком случае принято резервировать долгосрочную контрольную группу и через один-два квартала сравнивать с ней с новый продукт. Тут не вижу способов как ускорить. Просто нужно принимать это как есть и коммуницировать стейкхолдерам.
(с)
Антон Марцен