Кто такие "новые русские?""Новые русские" - термин, обозначающий представителей социального класса СНГ, сделавших большое состояние в 1990-е годы, после распада Советского Союза, предпринимателей нового типа.
Предприимчивые инженеры, научные работники, врачи, учителя, спортсмены, обладавшие способностями к коммерческой деятельности, запасом энергии и честолюбием открывали собственное дело. Структуры оргпреступности брали на себя функции охраны и покровительства коммерческих предприятий (так называемое «крышевание») облагая их существенными поборами. «Крышевание», а также торговля нелегальными товарами и услугами стали способом накопления первоначального капитала, который переводился затем в формы легального бизнеса.
Складывавшееся из этих социальных потоков сообщество предпринимателей в 1992 стали называть «новые русские». Со словом «новый русский» тесно связаны слова «крыша» и «братва», обозначавшие выходцев из криминальной среды, использовавших силу и уголовные методы для разрешения возникающих конфликтов, также термины «кинуть», «стрелка», «перетереть».
«Новые русские» формируют достаточно закрытую среду. Дружеские отношения с представителями других слоев общества здесь не приветствуются. Типичный «новый русский» общается со своими родными и другими «новыми русскими», их женами, любовницами и детьми. Язык новых русских, как и язык любой другой субкультуры, носит демонстративные характеристики и позволяет быстро и безошибочно выделить «своего».
Мифологический образ новых русских формируется в культуре усилиями всего общества и нашел свое отражение в публицистике, современной прозе, бульварном романе, в телесериалах, в скетчах юмористов, в обширной серии анекдотов. Особый интерес представляют анекдоты о новом русском. Надо сказать, что анекдоты о новом русском – едва ли не единственная и самая яркая серия анекдотов, возникшая в постсоветское время. Общая интонация этих анекдотов – подсмеивающаяся, но нередко и доброжелательная. Новый русский предстает как «ужасное дитя», нелепое и трогательное, безвкусное и настырное.
Характерными атрибутами в 1990-х годах считались:
Красный или малиновый пиджак — отличительный стиль одеяния «крутого», его символ (также символ безвкусицы), черные джинсы модной марки, остроносые чёрные туфли. По словам игрока «Что? Где? Когда?» Андрея Козлова, «новые русские» стали носить малиновые пиджаки именно после появления их в этой игре.
Массивная золотая цепь на шее («голда»), золотая цепочка навыпуск.
Увесистый золотой перстень-печатка («гайка»). Обычно на нескольких пальцах.
Крупные часы («котлы») дорогой марки, желательно золочёные и с драгоценными камнями.
Машина Mercedes-Benz S600 образца 1991 года в кузове W140 («шестисотый мерс», «600-й мерин», «Чемодан», «Бандит», «Кабан», «стосорокет»), Jeep Grand Cherokee («чирик», «черкан», «джип», «жып», «черокез», «широкий»), Nissan Terrano («тиранка»), Mitsubishi Pajero («поджарый»), Toyota Land Cruiser («крузак», «кукурузер»), Mercedes Geländewagen («гелик», «кубик»), Chevrolet Tahoe («гроб»), Volvo 940, Mercedes-Benz W124, BMW 5, Audi 100, BMW 7 («бумер»), Lincoln Town Car.
Мобильный телефон («труба», «мобила», «сотовик»), считавшийся до начала 2000-х годов предметом роскоши и престижа.
Бритая «ёжиком» голова (или только затылок) («репа»).
«Распальцовка»: характерные жесты кистями рук с отогнутыми мизинцем, указательным и иногда большим пальцами и поджатыми к центру ладони средним и безымянным пальцами («растопырка», «распальцовка», «пальцы», «пацанская коза»).
Использование новорусского жаргона (слов «типа», «в натуре», «чисто», «конкретно», «по-любому» и т. д.). Блатная феня.
«Капуста» — много наличных в долларах США, или денег вообще («бабки», «бабло», «зелень», «лавэ»).
Поймал новый русский золотую рыбку и говорит ей: – Чего тебе надобно, рыбка?