Самоходная установка (pancelvadasz) 40М “Nimrod”
Легкая противотанковая САУ, разработанная шведской фирмой Landsverk на базе танка L60B. В венгерском варианте САУ базировалась на удлиненном шасси легкого танка Toldi. В конце войны использовалась главным образом в качестве ЗСУ. В 1941 – 1944 годах фирмой MAVAG изготовлено 135 единиц.
СЕРИЙНАЯ МОДИФИКАЦИЯ:
на удлиненном на один опорный каток шасси танка Toldi установлена открытая сверху вращающаяся башня с вооружением. В башне размещались пять членов экипажа. 40-мм автоматическая пушка смонтирована на тумбе в центральной части корпуса.
В войска «нимроды» начали поступать в феврале 1942 года. Поскольку эти САУ считались противотанковыми, они составили основу 51-го батальона истребителей танков 1-й танковой дивизии, которая входила в состав 2-й венгерской армии, прибывшей на Восточный фронт летом 1942 года. Из 19 “нимродов” (3 роты по 6 САУ плюс машина командира батальона) после разгрома венгерской армии в январе 1943 года уцелело только 3 машины. Потерпев полное фиаско на противотанковом поприще, “нимроды” начали использоваться в качестве средства ПВО сухопутных войск, причем весьма эффективно. В составе 2-й танковой дивизии во время боев с Красной Армией в Галиции в апреле 1944 года насчитывалось 37 ЗСУ этого типа, из них 17 машин – в 52-м батальоне истребителей танков. Кроме того, пять рот по 4 машины составили ПВО дивизии. 7 декабря 1944 года 2 тд имела в строю еще 26 ЗСУ. В немецком контрударе у озера Балатон принимали участие 10 «нимродов». Несколько таких самоходок сражались в окруженном Будапеште.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ 40М Nimrod
БОЕВАЯ МАССА, т: 10,5.
ЭКИПАЖ, чел.: 6.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 5320,
ширина – 2300,
высота – 2800,
клиренс – 350.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 автоматическая зенитная пушка 36М калибра 40 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 160 выстрелов.
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
лоб корпуса – 13,
борт и корма – 7,
днище – 6,
башня – 13,
ДВИГАТЕЛЬ и ТРАНСМИССИЯ – как у базового танка.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, три поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения; подвеска-индивидуальная торсионная.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 50.
ЗАПАС ХОДА. км: 225.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ;
угол подъема, град. – 40;
ширина рва, м – 2,2;
высота стенки, м – 0,8;
глубина брода, м – 0,9.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция R/5a (только на командирских машинах).
P.s: Так и не понял, САУ это или ЗСУ