🇫🇷 VCAC Mephisto
Это классический западный БТР 70-х годов, но его история уходит глубоко в 60-е. В то время французы решили, что их пехота должна быть оснащена и гусеничными БТР (так создали AMX-10P), и колесными.
В 1970-х появились официальные требования к бронетранспортеру. Считалось, что это — универсальная машина, способная выполнять сразу несколько разноплановых миссий: от перевозки пехоты и грузов до буксировки артиллерии. В то же время БТР было нужно действовать в условиях применения оружия массового поражения. Последнее особенно интересно, так как Франция довольно далеко от возможных линий фронта. Но своя логика в требовании все же была. Некоторые планы стран Варшавского договора предусматривали начало конфликта на западе и атаку на приграничные войска с использованием тактического ядерного оружия. Также предполагалось, что армии ОВД дойдут до Ла-Манша в считанные дни. Две компании боролись за право производить легкие бронетранспортеры VAB (Vehicule de l’Avant Blindé — бронированная машина переднего края) — Panhard и Renault. Между 1972 и 1973 годами обе представили несколько прототипов БТР с колесной формулой 4х4 и 6х6. А в мае 1974 года версия Renault была взята на вооружение, получив название VAB. В 1976 году началось массовое производство.
На базе БТР также была построена VCAC (Véhicule de Combat Anti-Char — противотанковая боевая машина) с ракетным комплексом Euromissile Mephisto на четыре ПТУР HOT. В десантном отделении этого истребителя танков были места не только для водителя и командира, но и для системы заряжания и еще двух членов экипажа — наводчика-оператора и заряжающего. Машину создали, чтобы оснастить французскую пехоту мобильной техникой для противодействия вражеским танкам. VCAC сохранили практически все преимущества БТР.
Общий вес техники — 13,25 тонны. Корпус, как и у БТР, сваривался из стальных плит (8 мм у лобовой детали и примерно 10 мм в бортах), способных выдержать попадание бронебойных 7,62-мм пуль. Также у VCAC есть системы постановки дымовой завесы и защиты от оружия массового поражения.
Двигатель тоже был унаследован от БТР. Дизельный Renault MIDR 06-20-45 (иногда записывается как 062045 или 06.20.45) объемом 9,48 литра и мощностью 220 л. с. Он был агрегатирован с механической коробкой передач и позволял разгоняться до 90 км/ч. Рассматривали и более мощный двигатель (до 250 л. с.) с автоматической коробкой ZF, но максимальная скорость осталась бы той же. Подвеска была торсионной, амортизаторы — гидравлические. С места VCAC мог пройти 1000 метров за 54 секунды и плавать с быстротой до 8,5 км/ч.
Но самая интересная часть, конечно же, пусковой механизм. При транспортировке пусковая установка отводилась назад, давая возможность заряжающему загрузить все четыре ракеты HOT. В боевой режим ее приводили с помощью гидравлического подъемника.
VCAC поворачивалась на 360 градусов, могла подниматься и опускаться на угол до +10 и -10 градусов, соответственно. Помимо 4 ракет в установке, машина перевозила е