Магия овальных звезд.
Во всемирной сети достаточно много статей и обзоров где рассказывают про магию овальной звезды. Так или иначе эта тема затрагивает ФЭТ-Байки.
Дабы прекратить инсинуации на эту тему, попробую себя в роли разрушителя легенд :) Более шести лет я использую овалы на шоссе, на МТБ и ФЭТ-Байках, но переодически перехожу на круглые звезды, опыта много, буду делиться.
Первый миф - если вы катаете на звезде 30зубов, то овал вам надо брать 32зуба.
Любой здравый человек задумается - а как так? ведь передаточные числа изменятся? И будет прав. Передаточные числе действительно изменяться вне зависимости от формы звезды. Если меняется длинна окружности, в данном случае число зубов, то меняются и передаточные числа. Если вы катаете на 30й звезде, то и овал нужен на 30 зубов, что бы не менялись передаточные числа. Миф разрушен.
Второй миф - овал легче крутить.
Это тоже не так, обман восприятия связан с тем что на овальной звезде основная нагрузка приходиться на более выпрямленную ногу, и вам кажется что это легче, но при этом давить вам надо сильней. Это как разница в приседе и полу-приседе. Полу-присед делать легче, но вес поднять придется больше. К тому же, при круговом педаляже, тянуть придется на более согнутую ногу, а это не эффективно.
В итоге вы все равно затрачиваете одно и тоже количество энергии, ведь мы уже знаем что передаточное число не изменилось, а изменилась только нагрузка на мышцы. Если бы овал давал хоть 1% прибавки мощности, то все спортсмены в профессиональном спорте использовали бы только овалы, а по факту это не так. Сколько не измеряли мощность приборами, все заканчивалось на уровне особенностей анатомии разных спортсменов и результаты были не более уровня погрешности измерений. Миф разрушен.
Третий миф - овал дает более плавную и мягкую нагрузку.
Овал можно ставить по разному и если его поставить с небольшим смещением против часовой(обычная установка), а мы из уже знаем что овал позволяет перенести нагрузку на более выпрямленную ногу, то при такой установке нагрузка на связки будет меньше(нога более выпрямлена чем на круглой). Поэтому этот миф можно считать подтвержденным - да, ваши связки будут меньше нагружены и это пожалуй единственный несомненный плюс овальной звезды.
Еще есть два важных момента.
Первый, очень существенный для спортсменов момент, о котором мало кто пишет, а почувствовать его можно только на соревнованиях и то не на всех. Вы потеряете мощность в ускорениях, ваш спринт станет хуже. Это связано с тем что ваша нагрузка будет больше на выпрямленную ногу, но давить придется больше, а у вас есть предел мощности и сужая диапазон вы сужаете отдачу вашего максимума. Пиковая мощность станет меньше, но только пиковая.
Второе, это раскачка. Если на жестком шоссейном байке это не чувствуется, то на мягком ФЭТ-Байке это очень хорошо заметно. Это связано с тем что ваша нога из за овальной звезды будет ходить не линейно. Привыкнуть можно, но эффект есть и чем ниже давление тем он сильней.
Вывод.
Если вы спортсмен спринтер и владеете техникой кругового педаляжа, то круг это ваш выбор, априори. Мой друг, по спецификации спринтер, сказал кратко и емко - я не могу упереться в педаль, сила в ноге есть а реализовать ее не могу, на круге все гораздо лучше, а на дальних дистанциях такой проблемы нет совсем.
Еще овал рекомендую использовать с контактными педалями, при круговом педаляже будет меньше раскачка.
Если вас ничего не смутило и вы хотите попробовать овал то обязательно попробуйте, с ним действительно все по другому. Попробовав вы сами сможете выбрать что в действительности вам удобней - овал или круг. Комфорт невозможно описать словами, можно только попробовать и оценить.
PS
Я себя поймал на том, что мне нравиться переход с круга на овал, а когда мышцы полностью привыкли и перестают замечать овальность, то обратный переход с овала на круг. Мышцы работают по разному и это чувство мне нравиться.