Давайте поговорим про Яндекс и KupiVipВчера была
новость про то, что «Яндекс.Маркет» решил прикупить интернет-магазины KupiVIP и Mamsy. Сумма сделки официально не раскрывалась (возможно, мы увидим ее в финотчете Яндекса), а эксперт оценил ее в 1 млрд рублей. Не очень понятно, насколько можно верить этой сумме, но пусть будет так. В долларах это около $14 млн.
Теперь давайте посчитаем, сколько эти проекты привлекли инвестиций. Начнем с KupiVIP, который Оскар Хартманн основал в 2008-м. Crunchbase
говорит, что KupiVIP поднял $119,6 млн. Коммерсант
писал о $124 млн. Среди инвесторов — Intel Capital, ЕБРР, Mangrove Capital Partners и другие. При этом всю эту сумму сервис привлек за первые 4 года своего существования. К чему пришли? Выручка российского юрлица в 2020-м составила 1,19 млрд рублей, чистый убыток - 414,4 млн рублей. Есть еще бизнес в Белоруссии и Казахстане, но не думаю, что он сильно большой.
Теперь Mamsy. Мне удалось найти два раунда. В 2011-м первые инвестиции дал фонд Леонида Богуславского ru-Net — $10 млн. В 2014 году был второй раунд на $15 млн от ru-Net и Baring Vostok Capital Partners. Итого $25 млн. закрыли второй раунд инвестиций в размере $15 млн. Коммерсант
пишет, что в 2017 году выручка Mamsy была 2,2 млрд рублей, а в 2018 — более 3 млрд рублей. Что сейчас? Forbes
пишет, в 2020-м выручка составила 671,6 млн рублей, убыток — 167,9 млн рублей. Кажется, после 2018-го что-то пошло не так.
Получаем, что суммарно оба сервиса привлекли около $145 млн, а Яндекс купил их за $14 млн. Вот так бывает. Яндекс можно только поздравить, а инвесторов хочется обнять и вместе поплакать. Особенно инвесторов KupiVIP. Оскар, как же так?
Зачем Яндексу, мягко говоря, не самые успешные бизнесы? В компании говорят, что «покупает в первую очередь налаженные процессы, экспертизу и инфраструктурные мощности». Тем более они хотят сразу выйти на рынок продажи одежды.
@TheEdinorogBlog