Православные христиане и локальные валюты в Османской Империи
К XIX-му веку в Османской Империи сложилась довольно сложная монетарная система, которая способствовала появлению локальных валют в христианских общинах на территории нынешней Болгарии. Города с церковной чеканкой монет были сосредоточены преимущественно в Дунайском вилайете Османской империи.
У чеканки православных монет было две основные функции. Во-первых, с чисто экономической точки зрения — это было решением так называемой «small change problem» (проблемы мелких валют). Не случайно, что большинство православных монет были изготовлены из меди и имели небольшой номинал, что помещает их на самую низкую ступень иерархии валютной пирамиды. Церковная чеканка монет была ответом на «проблему мелких валют», что подтверждает обменный курс монеты «бодка» города Габрово. Один небольшой номинал османской монеты (пара) можно было обменять на 3 и даже 6 церковных габровоских монет. Аналогичным доказательством могут быть церковные банкноты, выпущенные церковью «Св. Вознесения» в Шумене номиналом 0,5; 2; 5; и 10 сантимов. С экономической точки зрения мелкая валюта делала возможным дополнительный экономический оборот, тем самым увеличивая благосостояние тех, кто находился на самой низкой ступени иерархии в социальном и экономическом плане.
Во-вторых, православная чеканка имела социальные, в данном случае религиозные и этнические функции. Это позволяло создавать православные общины и сохранять болгарскую национальную идентичность. Православные монеты стали символизировать религиозное и культурное различие: различие между православными и неправославными, болгарами и представителями других национальностей. Некоторые монеты имели крестик в качестве опознавательного знака, а на некоторых банкнотах, выпущенных в Видине и Шумене, существовала надпись: «недействительны, если не имеют церковной печати». Выпуск церковной валюты позволял создавать особый социальный болгарский капитал — в этом смысле их можно интерпретировать как проявление социального разделения
(partage) в интерпретации французского экономиста Жана-Мишеля Сервета. Об этом свидетельствует возросшая эмиссия церковной валюты после 1829-го года, когда был либерализован режим разрешений на строительство православных церквей и когда требовались средства для постройки школ и других социальных целей (как в случаях с городами Шумен, Панагюриште, Ловеч, Пирдоп и др.).
Записи из Лома, Трявны и Шумена указывают на то, что церковные советы пришли к идее собственной чеканки монет в основном по двум причинам: во-первых, чтобы облегчить прихожанам оплату свечей и других церковных служб, в том числе пожертвования на благотворительность. Мелкие церковные монеты позволяли более бедным прихожанам вносить свой вклад в церковную жизнь, а также давать милостыню за пределами церкви. Во-вторых, церковный совет желал увеличить дополнительные доходы церкви. На практике прихожане покупали церковные монеты, продаваемые церковным советом, а затем этими монетами они расплачивались за различные церковные услуги.
Однако использование церковных монет не ограничивалось приведенной выше закрытой схемой. После чеканки церковные монеты также поступали на местные рынки, обслуживая мелкие покупки населения. Источники достоверно указывают на то, что для этой цели стали использоваться церковные монеты церквей в Трявне, Панагюриште и Елене. К тому же это использование не ограничивалось только одним приходом — церковные монеты принимало и население окрестных деревень. В районе Елены эти монеты использовали даже местные мусульмане , а церковные монеты Трявны распространились на соседние районы Габрово и Тырново.
Выпуск монет и банкнот со стороны болгарских православных церквей продолжался вплоть до 1883-го года, когда уже в княжестве Болгария монополия на эмиссию денег была законодательно предоставлена Болгарскому Национальному Банку (1883-й год). Примечательно, что некоторые церковные монеты (городов Елены и Ахтополя) окончательно вышли из обращения только лишь в начале XX-го века.