Малайзия: государственный расизм есть, а межрасовых побоищ нет.
Расизмом общим не измерить. Дмитрий Косырев объясняет, почему Малайзия не хочет быть как все.
О словах, которые стали абсолютным оружием
Что интересного происходит в прекрасной стране Малайзии, кроме того, что ее король Мухаммад Пятый на днях женился на нашей красавице Оксане Воеводиной? А вот что происходит: правительство сообщило, что не будет представлять в парламент на ратификацию международную конвенцию ООН об устранении всех форм расовой дискриминации. 177 стран ее ратифицировали (разработана была еще в 1965 году), а одна… на самом деле шесть… год за годом отказывается это делать.
Что такого необычного в этой Малайзии, что она идет против всех? А все в ней необычно, и прежде всего расовый состав населения. Перед нами страна, которой вообще-то не может быть, но она есть и, более того, почти полвека показывает всему миру, как можно поддерживать в относительном порядке общество, состоящее из людей нескольких разных рас, культур и религий. Это похоже на Россию, которая тоже далеко не однонациональная, но Малайзия — это как бы Россия в кубе.
Итак, есть коренное население, составляющее большинство,— малайцы, мусульмане. Кстати, институт выборной монархии, когда высший пост занимают, один за другим, султаны территорий, представляющих собой штаты Малайзии,— это один из конституционных способов закрепить особую и привилегированную роль малайской расы в ее собственной стране. А если бы тот самый документ ООН ратифицировали, то… сложный вопрос.
Кроме малайского населения там есть и иные люди. Как все начиналось: в начале ХХ века англичане инициировали массовый приток китайских мигрантов в свои малайские колонии — местные жители владели землей, неплохо себя на ней чувствовали, им не было необходимости наниматься на работы типа строительства. Да они и города не очень любили. Так что нынешняя европейская идея решить миграцией какие-то свои экономические проблемы не такая уж новая.
И все шло хорошо, пока не ударил всемирный кризис 1929 года, задевший и британские колонии. Куда было деваться ставшим ненужными китайским чернорабочим? На земле их не ждали, и им осталась торговля. А еще у них была вековечная китайская традиция — первые же заработанные копейки потратить на образование детей.
В результате к моменту прихода независимости (1957 год) малайцы были относительно бедным сельскохозяйственным населением, а китайцы стали главными — и уже процветающими — городскими жителями, предпринимателями и не только. Так ведь еще в этой стране есть индийцы, и это отдельная история, тоже связанная с англичанами. Сегодня индийцы — это медики, инженеры и представители многих прочих профессий.
По религии есть индийцы-индуисты, есть они же — мусульмане, у китайцев свои религии… Численное сочетание рас и религий — предмет острейших споров, в которых фигурируют коренные, но не вполне малайские граждане. Но очень примерно так: 65–25–10. Притом что средний китаец и сегодня богаче среднего индийца, а тот богаче среднего малайца.
В Малайзии любая политика — расовая и религиозная, от парламента до компаний и уличных разговоров. Строится она на простой идее: малайскую часть населения надо с помощью специальных привилегий подтягивать во всех смыслах до всех прочих частей. Тянут, довольно успешно, с помощью квот на образование, мест на госслужбе, в армии и т.д. И некий общий и не всегда радостный консенсус на этот счет есть, причем складывается он на уровне улицы, где перемешаны все малазийцы одновременно. Все они знают, что первая ценность — это мир, все прочее потом.
Полностью по ссылке:
http://pn14.info/?p=185245