Дионис Каптарь.
Широко распространено мнение о слабой военной подготовке царя. Отдельные горячие головы договариваются до того, что царь был вообще плохо образованным человеком.
Причем к появлению мифа приложил руку Великий князь Александр Михайлович.
Вот как он описывает уровень образования Николая II:
«Накануне окончания образования, перед выходом в Лейб-Гусарский полк, будущий Император Николай II мог ввести в заблуждение любого оксфордского профессора, который принял бы его, по знанию английского языка, за настоящего англичанина.
Точно также знал Николай Александрович французский и немецкий языки.
Остальные его познания сводились к разрозненным сведениям по разным отраслям, но без всякой возможности их применять в практической жизни. Воспитатель генерал внушил, что чудодейственная сила таинства миропомазания во время Св. Коронования способна была даровать будущему Российскому Самодержцу все необходимые познания». (Великий князь Александр Михайлович. Книга воспоминаний. ― М.: Вече, 2008, с. 175.)
Нам предлагают поверить, что император Александр III не позаботился об учителях для своего сына, будущего царя. В результате Николай превратился в недоучку, нахватавшегося разрозненных фактов и хорошо выучившегося только иностранным языкам.
На самом деле с детства Николая учили на уровне лучших университетов мира. Его воспитателем был генерал Данилович. Помимо иностранных языков программа обучения включала целый ряд наук.
Среди людей, которые читали Николаю лекции, ― специалисты мирового уровня. Химию преподавал великий Бекетов, политическую экономию ― профессор Бунге, право ― Победоносцев, военную статистику ― генерал Обручев, боевую подготовку войск ― генерал Драгомиров, стратегию ― генерал Леер, артиллерийские науки ― генерал Демьяненков, военное администрирование ― генерал Лобко.
Лучшие профессионалы империи учили Николая военной тактике, фортификации, геодезии, топографии, политической истории.
Молодой наследник престола проводил лагерные сборы в Преображенском полку, в гвардейской артиллерии, проходил службу в гусарской лейб-гвардии.
Будущего царя серьезно готовили к управлению империей. Например, он участвовал в занятиях Совета министров, Государственного совета, председательствовал в комитете по оказанию помощи губерниям, пострадавшим от неурожая. В общем, перечислять этапы обучения можно долго, и очевидно, что Николай был готов к управлению государством.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что, когда пришло время, Николай возглавил армию.
Удивительно другое, как самая нелепая ложь о царе остается живучей даже сейчас, когда нет уже советских цензурных ограничений и каждый без труда найдет массу информации о реальном уровне развития и образования Николая II.