Про усталость и про взгляд в сторону
Вообще, давно хотел написать, но как-то откладывал, а теперь, когда подоспели поправки в Конституцию, снова есть повод.
В целом, вся эта свистопляска вокруг конституции, которая началась уже почти 2 месяца назад (как время летит), и которая уже приобретает какие-то совершенно комичные формы, у меня почему-то сразу вызвала одну конкретную ассоциацию.
Есть такой повторяющийся сюжет русской истории — «Царь от нас устал». Причем устал не от власти — нет-нет, он уходить-то никуда не собирается, а даже наоборот. Он устал от нас всех — с нашими какими-то просьбами, надеждами, требованиями и манифестациями. Его волнуют какие-то другие вещи — либо космического масштаба, либо сугубо личные. Но не мы.
Есть какие-то набившие оскомину примеры — вроде уходящего в Александровскую слободу Ивана Грозного или послевоенного Сталина, озабоченного проблемами мало имеющими отношения к реальной и повседневной жизни. Но мне больше всего нравится в этом плане Александр II, который на фоне смерти любимого наследника (которого отлично готовили к трону — по последнему слову науки) и на фоне покушений на себя, забил почти на все. Кроме личных отношений — с Долгоруковой. Александр отпустил ситуацию — и в семье (в которой отказ от правил довел все до пошлого скандала — великий князь Николай Константинович украл драгоценные камни с иконы, чтобы покрыть карточные долги), и в политике.
В итоге все это суммировал Валуев в своем известном дневниковом высказывании: «Видел их императорских величеств. Вокруг них все по-прежнему, но они не прежние. Оба оставили во мне тяжелые впечатления. Государь имеет вид усталый и сам говорил о нервном раздражении, которое он усиливается скрывать. Коронованная полуразвалина. В эпоху, где нужна в нём сила, очевидно, на неё нельзя рассчитывать».
Вот и сейчас есть ощущение дикой усталости. Плевать, что там будет написано (и кем), напишите что-нибудь, только меня не трогайте, я о другом хочу думать. О Вечном.
Ну как-то так.