Немного запоздало по поводу Yota. Как
сказал вчера в "Ганапольском", она
выступила полноценной соучастницей похищения Руслана Шаведдинова. Технологические компании - это не дорогу перекрыть и не дверь сломать. Всегда существует масса способов так или иначе вывернуться, увернуться, время потянуть, дураком прикинуться, на технику все свалить. Прежде всего, потому что такие дела обычно просто незаконны: решения суда очевидно нет, да и, боюсь, сколько-нибудь формального запроса на бумажке тоже.
Мой коллега Алексей Соломин предположил, что владельцы Yota рисковали потерять бизнес. Мне это предположение видится несколько наивным. Боюсь, ни они, ни топ-менеджмент компании вообще не имели понятия о происходившем, что ни в коем случае не снимает ответственности, во всяком случае, с топ-менеджмента. Отсутствие внятного ответа на справедливые вопросы и претензии делает их покрывателями беззакония и полноценными соучастниками преступления. Они построили систему так, что какой-то безвестный майор может зайти через своих людей и отрубить кого угодно без бумаг. Они построили так, что можно взять, да и вычистить звонки из биллинга, как это было
в случае с Константином Коноваловым.
Ну а если имели представление, что происходит и в отношение кого - тем более, соучастники. Хотя никаким бизнесом, да и вообще ничем они не рисковали. Впрочем, другие операторы, скорее всего, поступили бы похожим образом, мы все помним историю с МТС, которая
помогла взломать Telegram Албурову и Козловскому. Но это вообще никак не отменяет того, что на любого из них за такие дела надо давить изо всех сил, в данном случае - на Yota. Кто-то поступил бы также, а кто-то попросил бы официальный запрос "а то у нас тут проверка", а кто-то сослался бы на технические проблемы, а кто-то делал бы медленнее, чем просили, а у кого-то бы сломался трамвай. Каждый офисный сотрудник знает, что компьютерные проблемы можно решать бесконечно. И ровным счетом, ничего за это никому не грозит, особенно владельцам бизнеса.
За что в свое время ездили катком по ВКонтакте? За то, что они неслись впереди паровоза и сдавали своих пользователей по 282-й штабелями. В каких-то случаях не могли не сдать, но во многих, уголовка ни в чем не повинных людей - и на их совести тоже. Вот это рвение вертухайское - за это любую компанию, любого оператора, любой сервис, надо ровнять с землей. Это вы для нас, а не мы для вас. Без наших денег вы никто и звать вас никак.
И неправы те, кто говорит, что им на наши бойкоты и всякие хейтштормы наплевать. Ничего подобного, несмотря на то, что они нас всех презирают, их наши выступления заботят и еще как. Тот же ВКонтакте чего только не придумывал, новые правила какие-то, новые режимы приватности, даже игрушечный Transparency Report выпускал. Их все это очень волнует, они хотят быть чистенькими. Поэтому всячески поддерживаю любые кампании против технологических вертухаев.