За событиями в Керченском проливе менее заметными остаются несколько важных историй, в том числе и о том, что Россия планирует резко увеличить штрафы для технологических компаний за нарушение законов. Об этом рассказали
Рейтер три источника, среди которых сотрудники российской и иностранной интернет-компаний, а также источник в отраслевой ассоциации.
В этом сообщении сразу две новости, и, как водится, одна хорошая, а другая - плохая.
Хорошая заключается в том, что имидж страны-душительницы свободного интернета наконец-то стал кому-то неуютен. Блокировки отживают свое: они мало того, что неэффективны (привет Telegram), так еще и плохо сказываются на имидже. То ли дело штрафы. Во-первых, их могут и заплатить, что никогда не бывает лишним. Во-вторых, это дело привычное для западных стран - там такие штрафы компьютерным компаниям выносят - любо-дорого. Новость "В России блокировали Google" будет широко растиражирована, а Москве добавят еще несколько очков в рейтинге мирового зла. Совсем другое дело "Google оштрафовали на $9 млн" (это 1% от российской выручки Google, так предусматривают поправки) . И сумма по тамошним меркам несенсационное, и явление рутинное, и никак Россия душителем не выглядит, дальше заголовка читать никто не будет.
Плохая же новость состоит в том, что все это играет на выдавливание иностранных IT-компаний из России. Иметь здесь представительство и так-то безумно и даже временами опасно, а будет - совсем беда.
Мантра "соблюдайте наши законы" - нерабочая, поскольку законы здесь могут быть заведомо невыполнимы, как, например, пакет Яровой. А могут быть и не законы вовсе, а их вольные толкования, как, например, требование ФСБ передать ключи шифрования. Российский IT-бизнес (как и просто любой бизнес) работает, рассчитывая на компенсацию строгости законов необязательностью исполнения, сепаратными договоренностями с органами власти или даже отдельными чиновниками. Да, все время подвешенными, все время под страхом серьезных санкций, но у нас же так всегда. А вот западные компании будут барахтаться во всем этим только до тех пор пока это не перестанет быть выгодным, а потеря рынка не будет выглядеть чем-то серьезным. Так что рано или поздно при нынешних тенденциях регулирования интернета в России, они просто свалят. Ничего хорошего для нас это не обещает, даже для компаний, которые таким образом избавятся от иностранных конкурентов. Яндекс начнет загибаться именно в тот момент, когда с российского рынка уйдет Google