Сразу несколько человек прислали мне ссылку на
июньскую публикацию Медузы, где есть ответ Ведомостей о
полосной рекламе мессенджера Там Там. Вот что там говорится:
"По словам Глеба Прозорова, гендиректора компании «Бизнес Ньюс Медиа», издающей «Ведомости», эта реклама согласовывалась отдельно — поскольку, когда бренд газеты используется в коммерческих целях, «мы жестко требуем, чтобы нас ставили в известность и чтобы мы дали добро». «С точки зрения коммерческих условий эта реклама ничем не отличается от остальных, просто важно, чтобы все было корректно, — объясняет Прозоров. — Поскольку [к моменту публикации рекламы] канал уже функционировал, ничего предосудительного [мы] не нашли. "
К сожалению, автор материала, Илья Жегулев ничего не спрашивает, как же так совпало, что канал был создан 12 апреля, а реклама Там Тама с его упоминанием вышла в газете уже 13-го, втот самый день, когда Таганский суд примет решение о блокировке Telegram. Мне кажется, совершенно очевидно, что канал не "уже функционировал", а специально создавался под эту рекламу, которая вышла точно в день суда. Ничего зазорного в том, чтобы порекламировать свой канал в том или ином соцмедиа нет, на Эхе вы можете услышать рекламу его страницы в FB и, о ужас, в Одноклассниках с ВКонтакте. Но в данном случае, это была реклама Там Тама, он (или компания представляющаяя его интересы) ее заказывал и оплачивал, такая же реклама вышла в Коммерсанте (с каналом Коммерсанта). То, что на странице рекламировался канал "Ведомостей" не должно сбивать с толку. Использовался не только бренд газеты, как говорит Прозоров. Специально под эту рекламу был создан канал с редакционным контентом. На мой взгляд, это означает, что редакция поучаствовала в рекламной кампании заказчика, от чего Ведомости всегда шарахались, как черт от ладана.
Кстати, в тот же день Ведомости опубликовали фактически пресс-релиз MailRu Group о десятикратном росте пользователей мессенджера Там Там "за последние несколько часов". Можно было бы привязаться к тому, что слова представителя компании никто не фактчекал, но правы будут те, кто скажут, что это просто новость, таких выходит много, пусть и не про расследования Навального. Другое дело, что эта новость не стала поводом для дальнейшей заметки, ведь очевидно, что представитель MailRu лукавил, не называя абсолютных цифр: одно дело вырасти со 100 до тысячи и другое - с миллиона до десяти. Не нашел такой публикации, может, плохо искал.
Все это в целом: полосная реклама в день суда, созданный под нее канал и публикация пресс-релиза без его дальнейшего критического осмысления складываются в не очень хорошую картину участия редакции в рекламной кампании. Я может и придираюсь, но сомневаюсь, что будь на позиции главного редактора Татьяна Лысова, она согласилась бы с этим шагом издателя. Примечательно, что мы слышали комментарии издателя, но не слышали комментариев редакции.
Возможно, оффтоп, но интересно, что количество подписчиков у канала "Ведомостей" в Там Там с апреля выросло в 4 раза (сейчас - 6.5К), но, несмотря на такой впечатляющий рост, с 11 июля канал "Ведомостей" в Там Там не обновляется.
Я не то что бы очень хотел в этом споре поддержать именно Навального, на мой взгляд, все хороши, просто если уж про Догму и стандарты взялись, у меня вот свой векселечек по этому поводу есть.