Майкл Мардер
Чувство потрясения
Мы живем в эпоху великих потрясений. Каждая сфера бытия сегодня захвачена силами дестабилизации. Они радикально меняют окружающую среду, перекраивают социальные границы, сотрясают экономику и семейные отношения, изменяют психологию индивида и политический порядок. Катастрофа, глобальное опустошение, апокалипсис больше не относятся к фантастическим сценариям из антиутопии; они стучатся в наши двери. Как понимать мир, который находится в состоянии потрясения? Мир, который, как кажется, ускользает от способности понимать реальность быстрее и искуснее, чем когда-либо прежде?
Знаменитый 11 тезис Маркса о Фейербахе звучит так: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его". В ответ Марксу можно сказать, что дело сейчас, в XXI веке, заключается в объяснении меняющегося мира, и что в любом случае без непрерывного тщательного анализа невозможно установить, меняется ли мир и как именно он меняется. В этой книге я утверждаю, что мир меняется посредством переживаемых изнутри потрясений, которые приводят к тому, что он теряет свое качество мирскости, свой пригодный для жизни, обитаемый характер.
Мы воспринимаем потрясение в той или иной степени как синоним революции, хаоса, беспорядка, смятения. Тем не менее, в этом слове и обозначаемом им процессе есть что-то очень идиоматичное, что-то, что поможет пролить свет (пусть и зыбкий) на то, что происходит в настоящее время.
Потрясение (upheaval) буквально означает вздымание земли. Английский глагол поднимать (to heave) происходит от протогерманского *hafjan и подразумевает значение поднятия или возвышения. Он тесно связан с более распространенным глаголом иметь (to have) – брать, владеть (to take hold of, to possess). Однако во время потрясений владение ускользает из-под власти тех, кто переживает экстремальные события. Не мы овладеваем происходящими тенденциями; скорее, эти тенденции захватывают нас, подбрасывая нас вместе с нашим миром в воздух. Мы лишаемся поддержки, которую обычно имеем со стороны более или менее устойчивых основ нашего бытия, укорененных в социокультурной сети обычаев, в привычном отношении к окружающей среде, в повседневной трудовой рутине или на отдыхе. Динамика потрясений близка к стихийным бедствиям, особенно к стихии земли с ее сейсмической активностью, совершенно неконтролируемой и лишь едва предсказуемой.
(дальше)