Американский исследовательский институт RAND Corporation, созданный Минобороны США в начале Холодной войны для разработки военной стратегии государства, выпустил
доклад о расширении практики санкций США в отношении третьих стран, импортирующих или планирующих закупку российских вооружений. Эксперты признают конкурентоспособность русского оружия, а также его важность для нужд обороны приобретающих стран, но предлагают широкий перечень мер и инструментов, чтобы эти государства разорвали военные контракты с Россией и закупали оружие только у США. Причём, скидки и выгодные условия они предоставить не готовы: американские аналоги дороже и не всегда лучше, но по мнению властей США, получается, как в цитате из "Бриллиантовой руки": "А если они не будут брать?! Отключим газ!"
Основной закон для давления - CAATSA (Countering America's Adversaries Through Sanctions Act) - принятый в 2017 закон, согласно которому за сотрудничество с Россией третья страна может подвергнуться точечным санкциям.
Например, это произошло с Турцией (на минуточку, членом НАТО), когда за закупку российских ПВО С-400 туркам отказали в экспортной лицензии на вертолёты Т-129, в производстве которых используется западный двигатель. В результате, Турция была вынуждена приостановить потенциальные сделки с Филиппинами и Пакистаном (только Пакистан заказал 30 вертолетов на сумму 1,5 миллиарда долларов). Контракт завис, турки лишились денег.
Выступая перед Конгрессом США, бывший помощник госсекретаря Кристофер Форд утверждал, что "цель Конгресса при принятии Раздела 231 [CAATSA] состояла в том, чтобы оказать давление на Россию и побудить Россию изменить свое поведение, а не причинить вред друзьям и союзникам США, которые могли бы закупить у них оружие".
Хотя на деле все как раз наоборот.
В то время как, по признанию авторов доклада, Россия ведёт себя как надёжный союзник, поставляя оружие, например, в Сирию даже при отсутствии гарантий оплаты, понимая острую необходимость страны-партнера в эффективной обороне, Америка на честную конкуренцию РФ не готова, а вместо этого бьет по союзнику санкциями.
Далее - Индия, но тут американцам сложней. Пока за решение о приобретении ПВО С-400 Индия получила только молчание - ни отказа от применения CAATSA, ни санкций пока не последовало. Америка побаивается, что ранний нажим окажет обратный эффект и подтолкнет индийское руководство на расширение военного сотрудничества с Китаем и Россией, а это для США чревато провалом политики влияния в индо-тихоокеанском регионе, куда американцы активно лезут через новый четырёхсторонний союз QUAD (США, Япония, Австралия и Индия).
Несмотря на сложности с Индией, в планах американской верхушки расширять использование CAATSA, чтобы нарушить российские экспортные планы по поставкам оружия в мире.
Доклад определяет цели. Исследователи RAND собрали базу данных материалов по маркетингу и продажам российского оружия. В ней более 5 500 записей с июля 2017 по май 2021.
"Под прицелом" 33 государства.
В некоторых случаях эти страны имеют давние оружейные отношения или тесные связи с Россией (включая, в некоторых случаях, членство в ОДКБ).
Китай, Индия, Вьетнам и Алжир были одними из крупнейших давних покупателей российского оружия.
Шесть из 33 стран были частью СССР, и их вооруженные силы по-прежнему в значительной степени, если не исключительно, состоят из оружия советского и российского производства. Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан обрели независимость после распада Советского Союза и создания своих арсеналов в основном за счет советского, а теперь и российского оружия. Полный список есть в докладе.
Мораль:
👉 Попадание в орбиту влияния США для страны означает кабальные отношения феодал-вассал. Это некоторым (ну, вы поняли) нашим приграничным государствам стоит взять на заметку. Помните: "Бойтесь данайцев, дары приносящих".
☝️Читать доклады исследовательских центров в США нужно обязательно, там попадаются интересные инсайды. Всему верить, конечно, не стоит, но составить общее впечатление о том, куда направлен вектор Америки можно вполне.