Ну, раз некоторые тут (привет, Саша) просили почаще писать об экономике, то буду про экономику. Лепший кореш мой, создатель мебельной империи Mr.Doors Максим Петрович Валецкий, очень любит агитировать за советскую власть, то есть за франшизу. Сразу оговорюсь, что к дальнейшему моему тексту Макс никакого отношения не имеет, как и вся мебельная отрасль в целом. С ними я потом разберусь.
С собой тоже разберусь, ибо в давние годы практически изнутри наблюдал развитие одной крупной сети франшиз и вопрос, что лучше: развивать сеть самому владельцу или продавать франшизу, для меня до сих пор открыт.
Но короче: Додо Пицца в лице своего основателя Федора Овчинникова поссорилась с одним из своих франчйази.
Я вообще думал, что эта сеть давно накрылась своей пиццей, ибо потреблять их продукцию, на мой не очень предвзятый, но очень придирчивый вкус, абсолютно невозможно. Да и скандалов с Додо было достаточно. То партнера и франчайзи похитят, то наркотики найдут. Но руководство в тех похищениях не замечено было, а вот тут прямо в похищении бизнеса у партнера чувствуется их рука. Владельца франшизы по Ярославлю практически в одночасье лишили бизнеса. Ну как в одночасье — в мае прислали уведомление о расторжении контракта по всем четырем пиццериям в Ярославле и правам на развитие в Ярославле с принуждением к продаже всех пиццерий. Владелец пиццерий нашел покупателя, который готов был купить все хозяйство по цене продавца. Ан хрен: управляющая компания нового покупателя бизнеса не одобрила, купить не дала, а владельцу предложила продать сеть управляющей компании по цене в 2,5 раза ниже заявленной рыночной стоимости.
Схема такого отжима проста. Сначала франчайзи, а точнее «партнер» в терминологии владельцев ДодоПиццы (не халявщик, а партнер, ага) строит успешный бизнес. Потом, под предлогом ненадлежащей чистоты и качества обслуживания, договор с ним управляющая компания разрывает, а бизнес прибирает к рукам. Ибо самые вкусные куски достаются самому Федору, который развивает свою сеть розницы внутри существующей. А тут еще явно идет бурный рост и консолидация, явно перед продажей кому-то. Уж не самому ли Зеленому Монстру? И грезит, грезит Федор про IPO.
Теперь о причинах претензий, надуманных или нет. Не знаю, как там у остальных, а вот ярославские пиццерии, если судить по внутренним метрикам, по всем параметрам находились на позициях выше средних. Так что похоже все эти придирки на обычные редейрство. Франчайзи, которому есть что терять, у него ещё 6 точек, молча это не проглотил и подал в суд.
Тут надо сказать, что и остальные «партнеры» после этого случая заволновались. Особенно их пугает возможное приобретение сети. Ибо защитить бизнес франчайзи при смене собственника очень тяжело. Сейчас можно за 6 месяцев расторгнуть договор с партнером вообще на ровном месте.А с возможным приходом новых собственников, как обычно, скорее всего, начнется беспредел. И сейчас-то лакомые кусочки отжимает Федор под себя, а уж новые управленцы стесняться не будут. Примеры тому в российским бизнесе бесчисленны.
Короче, я бы на месте и существующих франчайзи-партнеров и на месте тех, кто только задумывается о покупке франшизы, подумал трижды. Это вообще бывает полезно.
Ну, а на логичный вопрос «а сколько тебе пиццы занесли, Игорь Станиславович, что ты в такие мелкие разборки влезаешь», отвечу: я пиццу не ем — мне за державу обидно.
А на самом деле, мне жаль денег, потраченных на книгу Овчинникова, сдуру купленную в одной из пиццерий, куда я один раз в своей жизни зашел. А я человек мелочный, жадный и мстительный. И за франшизу как инструмент в ее уродливом отечественном исполнении жаль тоже.