Технологии. Сотрудничество с иностранными компаниями (часть I)
Одним из способов получения передового опыта от зарубежных фирм становятся
заграничные стажировки отечественных специалистов.
«
Практика последних лет показала, что для быстрой и полной наладки и освоения новых для нас производств наиболее эффективное использование технического опыта иностранных фирм происходит главным образом путем посылки на заграничные предприятия наших инженеров, мастеров и высококвалифицированных рабочих для практической работы на длительный срок (3 4 месяца) непосредственно в цехах, лабораториях и научно-исследовательских учреждениях инофирм. Наши работники, повышая свою квалификацию, в то же время «получают» на месте наиболее важные для нас материалы и данные…».
Например, профессор Александров, заместитель председателя правления Днепростроя
вспоминает о своей поездке в Америку: «Имея в виду кроме заводов осмотреть ряд строящихся гидростанций, заводов и плотин, я выехал из Нью-Йорка в Питсбург 14 августа, где подробно осматривал завод Вестингауза и в 90 километрах от Питсбурга гидростанцию “Cheat Haven”, семнадцатого я выехал в Чикаго, а оттуда девятнадцатого в Милуоки, где и был на заводе «Аллис Чалмерс». 22 августа я приехал в Луизвил и смотрел там производящиеся работы по постройке гидроэлектрической станции на р. Огайо мощностью в 100 тыс. л. с.».
Распределение зарубежных командировок в период 1929-1933 гг. по секторам промышленности:
🔹 Машиностроение – 43%;
🔹 Черная и цветная металлургия – 17,7%;
🔹 Химическая промышленность – 8,4%;
🔹 Военная промышленность – 8,1%;
🔹 Прочие – 22,8%.
Договоры о технической помощи с иностранными компаниями. 31 мая 1929 г. в Дирборне (США) подписывается
соглашение о технической помощи между «Ford Motor Company» и ВСНХ. Главной целью контракта становится организация и налаживание массового производства грузовых и легковых автомобилей. Со стороны Москвы договор подписывают заместитель председателя ВСНХ В. Межлаук с американской стороны – сам Форд. По этому договору «Автосторой» получает от «Ford Motor Company» техническую помощь в виде планов, патентов, чертежей, необходимых для постройки и пуска нового завода, а также право на изготовление у себя моделей «Ford» и ежегодного обучения в США 50-ти инженеров, техников и мастеров (реальное число прошедших обучение было намного большим)…
Техническое сотрудничество определяется на довольно продолжительный срок – 9 лет.
В. Межлаук отмечает, что строительство завода силами ВСНХ поддержано Генри Фордом, который настоял на оказании технической помощи в полном объеме с оплатой по действительной стоимости. По мнению американца, только в этом случае возможно научиться самостоятельно производить автомобили в нашей стране. Отечественные специалисты, проходящие стажировку в Америке, осваивают передовые методы производства по стандартным программам, разработанным для партнеров Форда. Примечательно, что Форд настоял на включении в договор пункта об обмене опытом. По его мнению, «наша система предложений со стороны рабочих обеспечивает возможность улучшений, а также значительное количество изобретений, которые будут для него ценны».