Все последние скандальные сюжеты из культурной и общественной жизни страны - элементы одной картины. Манижа, выставка тел на ВДНХ, Непосредственно Каха, сколько получает Бортич, прикуривающий от свечки в церкви малолетний тиктокер, маньяк-насильник в качестве медийной звезды и пр. Кучно идет. Ну так надо, все же, определиться. Декларируемые духовные ценности и традиционализм, на первый взгляд, существенного прикладного отражения в продвигаемом теми же федеральными ресурсами массовом продукте не находят. Мейнстримовое телевидение уже давно забыло о просветительской функции, предлагая широкий ассортимент зачастую шедевральных в безнравственности и убогости проектов, где легко, реально, можно себе представить того же самого скопинского маньяка в прайм-тайм - он, судя по всему, там бы и оказался, если бы не поднятый шум. Прокатное кино штампует дикие вещи, и тут даже не нужно таланта Bad Comedian для того, чтобы ужаснуться лишний раз тому, что уходит на пленку за счет в том числе и средств бюджета. В то же время - уже писал об этом неоднократно - ни одного толкового фильма о той же Сирийской военной кампании не было снято, не сподобились за 5 лет. Где Голливуд, закономерно обслуживая государственные интересы, уже наштамповал бы десятки коммерчески успешных проектов в поддержку своей армии. Выставка на ВДНХ забальзамированных трупов с содранной кожей, разыгрывающих бытовые и даже эротические сценки с ограничением (wtf) 12+ - просто современная классика дегуманизации и инфернальное воплощение мечты психически больных людей, которые, как Ганнибал Лектор, подают, по сути, антихристианское блюдо под соусом интеллектуальной ироничной утонченности. И так далее. На этом фоне где-то в глубине, так сказать, глубинного народа продолжает тлеть национальная культура, к которой не так часто подносят живительную влагу топлива бюджетов. В итоге, есть как бы три культурные страты, более или менее реальные, существующие если не автономно друг от друга, то, во всяком случае, мало пересекающиеся. Вся эта эклектика- результат зияющей смысловой дыры там, где должна, по идее, быть стройная философия продвижения собственного национального культурного проекта - как внутри страны, так и за ее пределами. А прикуривающие от свечек в церкви тиктокеры и прочие такого рода - ее жертвы, по сути. Я согласен Пётр Лидов-Петровский с тем, что русская цивилизация столетиями была - и должна оставаться - эффективным плавильным котлом для десятков и сотен субкультур, в котором без ущерба для их национальной специфики выкристаллизуется объединительный и созидательный культурный код, цементирующий интеграционные процессы на среднеевропейских равнинах и в центре Евразии. Но, как всегда бывает в сложных блюдах, без изюминки оно не получится. В РИ этот наваристый бульон был замешан на русскости как цивилизационном стержне при полном сохранении религиозной и культурной самобытности всех народов. В СССР - на советскости при той же или бОльшей культурной автономии малых народов и республик. Какой быть ноте-рефрену сейчас - вопрос для профильных специалистов, но без таковой вопрос съедобности результата и его экспортная привлекательность будут носить дискуссионный характер. В конкуренции шеф-поваров геополитических кухонь, претендующих на глобальный или региональный охват и в смысле культурного доминирования, вторых мест не бывает. Равно как и в своей собственной стране.
зы. В заключение приведу цитату В.В.Путина из стенограммы встречи с членами Совета по правам человека 11 декабря 2020 года. «Эти сцены насилия… Я редко смотрю, честно говоря, телевизор, просто у меня времени не хватает, но иногда, если попадается, оторопь берет». Далее из публикации РБК на этот счет: "Путин также отметил, что качество программ во многом зависит от уровня культуры тех людей, кто выпускает их в эфир. Президент выразил надежду, что в стране постепенно будет подниматься этот уровень, чтобы не травмировать сознание людей." Приятного дня.
©️Максим Буякевич (ФБ)