Мне кажется, что многие ошибочно думают, что интернет денег – это обязательно оцифрованные национальные деньги, которыми можно платить везде и за все. Примерно такие же идеи были в 90-х, когда ждали, что весь контент будет профессиональным, и лишь как копия газет, дисков и прочих оффлайн носителей.
На деле же интернет денег в первую очередь – это создаваемые сообществами системы отношений, например игровые монеты или баллы лояльности. Это деньги, без которых невозможно развиваться эффективно, потому что каждая система сама программирует условия их использования. Вы же не играете в Воркрафт и Танки на доллары, а за полеты вам не начисляют чистый кэш (подсказка, если и начисляют, то вы теряете до 90% возможностей, мой эффективный кэшбэк через баллы достигает 5% со всех покупок).
Именно поэтому моя ставка сегодня не на уговоры, как перенести доллары и рупи в блокчейны, собрав максимальное сопротивление правительств (кейсы Libra и TON), а на развитие частных денег в проектах. Чем эффективней будут системы, тем быстрей и национальные деньги начнут оцифровываться, потому что выбора у них не останется. Люди переходят с кэша на карты, с карт на Apple/Android Pay, с прислоняемых транзакций к QR, и так далее.
Игровые монеты и баллы лояльности – это троянский конь блокчейнов. Игровая индустрия самая большая по выручке из развлекательных, превышая все остальные вместе взятые. Лояльность же нужна каждому бизнесу, траты на маркетинг вернувшегося клиента в 10 раз меньше, как мы знаем. В обоих случаях благодаря блокчейну отлично реализуется модель: гарантировано разослать миллионам средства, которыми они смогут воспользоваться в системе или передать знакомым. Максимальная безопасность, лучший аптайм, защита от изменений балансов, минимальная стоимость инфраструктуры. И монеты, и баллы уже сегодня являются частью современных IT-систем, поэтому тут даже убеждать никого не надо, в чем выгода перехода на децентрализованные реестры. А уж оцифровывать точно не придется.
Посмотрим теперь на все это стороны регуляторов? Им нет дела, где вы храните монеты и баллы пользователей – в MySQL или блокчейне Minter – лишь бы платили корпоративные налоги как и в случае с обычными цифровыми активами, которые уже применяются десятки лет.
Я уверен, что 20-21 годы станут в первую очередь развивать именно эти два направления, потому что спрос на решения колоссальный – все пользователи хотят развлекаться, все хотят получать выгоду от участия в системах. Возьмите еще в качестве вектора идею, что геймификация лояльности – это один из самых эффективных форматов вовлечения и удержания публики (продвигайся по уровням, повышай коэффициенты), и наоборот – специальные программы лояльность для игроков (пригласи друга), и мы получаем продукты с довольно похожим функционалом, но которые можно крутить и применять по-разному.
Не надо нагнетать гигантоманию и пытаться сразу всем в мире вручить по биткоину, чтобы заработал единый свободный рынок денег. Начинать надо с понятных проблем проектов и бизнесов, эффективно решив которые мы получим благодарных пользователей. Которые перестанут чураться крипты и считать ее фантиками. Потому что когда за монеты и баллы можно будет купить танки и билеты, то никому уже не будет дело, как это называется – лишь бы и дальше работало так же классно.