Экономическая рациональносит, субъективная ценность и плановая экономика.
Иногда приходится слышать от апологетов правой мысли
про "экономическую рациональносить", про её неопровержимость и опровергающую силу различных левых теорий. Не будем затрагивать то, что это противоречит одному из критериев научность. Лучше обсудим почему экономическая рациональность должна, по мнению некоторых рыночников, быть как кость в горле различных леваков.
Собственно, почему субъективная экономическая рациональность неопровержима? Дело в том, что любая добровольная сделка, любой непринудительный обмен на свободном рынке являются рациональными по факту наличия данного экономического акта, так как то, что человек отдаёт, он оценивает меньше, чем то, что получает. А это и является определением субъективной экономической рациональности в грубой форме.
Ну, и почему же эта рациональность должна вызывать страх и трепет у сторонников левой мысли? На самом деле тут пытаются строить довольно разные логические цепочки в зависимости от ситуации. например для опровержения эффективности плановой экономики или вообще эффективности вмешательства в рынок. Одна из таких цепочек приводит к обсуждению ценообразования и невозможности объективно оценить "хотелки" всех людей, чтобы при плане собрать объективную информацию, учитывающую субъективную ценность товара каждым человеком (на самом деле плановая экономика может это делать даже лучше рыночной, но об этом потом).
Проблема таких рассуждений в том, что когда мы говорим о плановой экономике, в первую очередь мы говорим о производстве. Распределение тоже является важной составляющей любой экономики, но вариации её устройства при плане могут кардинально отличаться. Одним из наиболее удачным вариантом ценообразования и распределения является, как я её называю, акционная или биржевая модель. Работает она следующим образом. Человек заходит на сайт, вроде интернет магазина, выбирает товар, количество и устанавливает свою максимальную цену, которую он готов заплатить. Таких ставок будет сотни и тысячи, в первую очередь товар выдаётся людям, готовым заплатить за него наибольшвю цену и так всем остальным по убыванию цены. Этот метод хорош тем, что учитывает субъективную ценность каждым человеком каждого товара: тот кто хочет как модно быстрее получить товар будет делать ставку в повыше, а те, кто не торопятся, ставят поменьше. Особенно такое квазирыночное ценообразование хорошо в условиях относительно равного распределения доходов, так гарантирует учёт субъективных потребностей и хотелок каждого. Причём если свободный рынок неизбежно реагирует на изменение спроса с задержкой(вы все же не торгуетесь с продавцом как на базаре, а покупаете по ценнику), что может вызвать, например, дефицит туалетной бумаги или бумажных масок, то в данной системе цены образуют сами покупатели без участия продавца, что уже является отличной защитой от дефицитов и прочих болячек капитализма.
На этом плюсы данной системы не заканчиваются. Такая система просто великолепно подходит для сбора статистики, по сравнению с походами в магазин, что играет важную роль в плановой экономике, так как производству будет полезно основываться не только на методе научного тыка.