В западной политической теории прослеживается тренд на разочарование в концепциях делиберативной и партиципаторной демократии. Недовольство политическими результатами условного «эксперимента» с реальным массовым участием граждан в политике через соцсети привело к ценностному переосмыслению важности «участия» в исследованиях демократии. Активно осмысливается тезис о том, что широким слоям населения не целесообразно предоставлять ресурсы для участия, так как участвуют они «неправильно» и не обеспечивают производство правильных «демократических» результатов и практик. Именно эта мысль является стержневой в публикации известного специалиста в области политической философии Фила Парвина
«Демократия без участия: новый политический курс эпохи отстраненности».
Парвин иллюстрирует ложность теоретических постулатов о том, что социальное и экономическое неравенство рождает неравенство политическое, на основе которых обосновывалось создание максимальных структурных условий для участия граждан с основания социальной пирамиды. Справедливо отмечая, что «эксперимент» с участием фактически поставил либеральные демократии к стенке, Парвин выдвигает тезис о том, что делиберативная система может производить демократические результаты и практики только при масштабном перераспределении социального капитала, которое позволит гражданам из низших слоев осознать наличие общих политических интересов с другими социальными группами и главное с элитой, что в итоге обеспечит производство демократических результатов, а не поляризацию. Однако на практике масштабное «перераспределение социального капитала» невозможно, так как оно влечет за собой полное переформатирование существующих в обществе социальных сетей и ценностей, которые на данный момент формируют групповые границы и являются скелетом сложившихся социальных отношений. То есть перераспределить равномерно социальный капитал означает фактически создать общество с нуля, что возможно лишь в утопиях.
Таким образом, системные риски таких преобразований настолько велики, что гораздо надежнее отказаться от участия как критерия для оценки демократичности и вновь вернуться к строительству репрезентативных демократий, а не партиципаторных и тем более делиберативных. Другое дело, что репрезентативная демократия может дополняться новыми механизмами. Одним из них может стать механизм, предложенный некогда Робертом Далем, под название "mini-publics": который предусматривает вовлечение граждан не через всеобщее участие в выборах, но через участие в принятии решений через случайно составленные ассамблеи граждан, которые по своим социально-демографическим характеристикам отражают структуру общества.
https://link.springer.com/article/10.1007/s11158-017-9382-1