Вопрос об обязательной вакцинации населения или его отдельных групп быстро становится непростым вызовом для региональных властей. Губернаторам приходится решать, бежать ли им впереди федерального паровоза или, напротив, выжидать, не создавая дополнительную напряженность в общественном мнении. Поэтому такой резонанс вызвало поручение главы Якутии Айсена Николаева о начале массовой вакцинации населения республики. Большинство СМИ сочли «массовую» вакцинацию «принудительной», что вызвало большой и не вполне оправданный резонанс, хотя для этого были свои основания.
В первом варианте пресс-релиза цитируется распоряжение главного санитарного врача республики Маргариты Игнатьевой, согласно которому вакцинироваться должны работники частных предприятий, жители Якутии старше 60 лет, люди с хроническими заболеваниями, жители крупных населенных пунктов, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, работники сферы услуг и ЖКХ, волонтеры и вахтовики, государственные и муниципальные служащие. За отсутствие прививки предполагалось отстранение от работы и другие штрафные санкции. После поднятой шумихи в СМИ и соцсетях, пресс-секретарю главы республики Ноеву пришлось пояснить распоряжение в более обтекаемых формулировках - массовая не значит обязательная, а вакцинация по-прежнему носит рекомендательный характер.
Якутская история с «обязательной» вакцинацией выглядит как не слишком удачный пробный шар, который обернулся против главы республики. Этому поспособствовала и аналогичная ситуация, в которую попал Дмитрий Медведев, сделав подобное заявление, по поводу которого позже также пришлось объясняться. Система здравоохранения Якутии настолько перегружена, что главный санитарный врач Игнатьева немного перестаралась в своих рекомендациях, а Николаев, руководствуясь действительно сложной и ухудшающейся уже которую неделю эпидемиологической обстановкой в регионе, подхватил идею. Интересно, что якутской инициативой о всеобщей вакцинации успела заинтересоваться глава Ханты-Мансийского АО Комарова, которая распорядилась поставить новый опыт «на карандаш» и принять его во внимание в случае положительного эффекта. Это неудивительно, ведь оба эти региона объединяет наличие одного распространенного и проблемного с точки зрения эпидемии типа работников - вахтовиков. В апреле прошлого года на Чаяндинском нефтегазоконденсатном месторождении «Газпрома» в Якутии произошла крупная вспышка заболеваемости, что впоследствии спровоцировало серию протестных акций среди рабочих, негодующих из-за низкого уровня обеспечения защиты от коронавируса. Неудивительно, что в марте уже этого года Николаев распорядился принимать на вахтовую работу в регион только тех, кто получил прививку от коронавируса.
После якутского прецедента маловероятно, что главы регионов будут самостоятельно принимать и озвучивать решения об обязательной вакцинации. Но нарываться на критику центра по поводу низких темпов вакцинации как таковой не хочет никто. Вероятно, «компромисс» будет найден в ускорении темпов вакцинации наиболее зависимых и уязвимых категорий населения, что может вызвать свое соцсоревнование между губернаторами и создать поводы для бурных и не всегда позитивных для власти дискуссий.