В деятельности Дорожного патруля ЦОДД ежедневно и неоднократно встречаются случаи, когда на дорогах со скоростным движением останавливаются автомобили: сел аккумулятор, кончилось топливо, неисправен двигатель, спустило колесо и т.п.
Часто остановки производятся в местах, в которых не просто формально запрещено останавливаться, а в местах где это чрезвычайно опасно! Все эти остановки не являются уважительными, а в случае остановки на скоростной дороге — вообще нет никаких уважительных причин в принципе. Закончилось топливо — надо было следить за уровнем и не допускать подобного. Неисправен двигатель — надо было следить за состоянием двигателя и не выезжать на машине, которая глохнет посреди дороги. Спустило колесо — нет необходимости стоять посреди дороги, надо съехать в безопасное место и там чинить. Сел аккумулятор — не надо ездить с севшим аккумулятором или неисправным генератором и т.д.
Тем не менее мы помогаем освободить проезжую часть. В первую очередь для предотвращения ДТП и для снижения заторов. Конечно, будем делать это всегда! Но не стоит воспринимать это, как одобрение безответственного поведения, приводящего к заторам и созданию угрозы ДТП.
Мораль такова. Водитель не должен допускать ситуации, когда его машина ломается прямо на дороге. Форс-мажорных случаев такого рода, когда никак нельзя было предотвратить поломку — ничтожное количество. Подавляющее большинство — недостаточное внимание водителя к технической исправности своего транспортного средства и неправильные приоритеты поведения.
Особый случай — проколотые колёса. Это вообще за гранью, вместо того чтобы на небольшой скорости спокойно отъехать в безопасное место, делаются остановки в немыслимо опасных местах, а часто ещё пытаются менять колеса на дороге. Я уж не говорю, что очень часто водитель, как правило, не сразу обнаруживает пробитое колесо, но многие немедленно после обнаружения тут же встают как вкопанные🤦♂️ До этого ехал километры на спущенном колесе, а как только осознал это, тут же замер на месте... Так нельзя! Это и опасно, и является неуважением к остальным участникам движения. В 99% случаев есть возможность даже без повреждения шины отъехать в более уместное место и там менять колесо или ждать помощи. Да, иногда (иногда! а вовсе не всегда!) это может привести к повреждению покрышки. Но вопрос тут таков, что получает ради экономии водитель готов подвергать свою жизнь опасности, ставить жизни и здоровье окружающих, создавать неудобства всем вокруг? Это неправильно.
Вот пример, как это бывает. Водитель ВАЗ-2104 заметил спустившее колесо на МКАДе, не нашёл ничего более умного, чем остановиться посреди дороги и начал менять колёсо прямо на МКАД. Через некоторое время был сбит другой машиной. Погиб. Цена вопроса: новая шина стоит 1500 руб. Боясь повредить свою старую покрышку — погиб.
Я в растерянности, раз основным мотивом этого несчастного стали потенциальные экономические потери от возможного (и то не факт!) повреждения старой покрышку, то может быть штраф в 5000 руб. за остановку на магистрали спас бы его жизнь?...
В связи с этим напрашивается вывод. Системно правильно было бы наряду с необходимой помощью, вводить и наказание за невыполнение обязанностей водителя по поддержанию автомобиля в исправном состоянии, а также за создание помех движению и создание аварийных ситуаций. И тут ничего изобретать не надо, все законы и правила давно написано. Их надо просто применять, когда возникает такая необходимость.