На Неделе российского интернета (RIW 2019), которая сейчас проходит в Москве, состоялось торжественное подписание Кодекса этики использования данных. Первыми поддержали Кодекс саморегулирования крупнейшие российские компании:
Яндекс, Mail.ruMail.ru, операторы связи (
Ростелеком, Мегафон, МТС, Билайн), банки (
Сбербанк, ВТБ, Тинькофф) и прочие игроки отечественного рынка IT.
Для тех, кто не разбирается в специфике, поясняем: сегодня под видом подписания некоего этического кодекса, крупнейшие корпорации, банки страны, а также госструктуры заняли значительную долю рынка bigdata, по сути приняв правила обмена данными для участников тусовочки. Все, кто правила не примет - не смогут вести нормальную деятельность в отрасли.
Создатели кодекса утверждают, что это сделает рынок личных данных пользователей наиболее прозрачным. Но радоваться рано. На самом деле это означает, что зарождающийся рынок BigData в России будет укрупнен. Очевидно, что крупные игроки не хотят пускать на эту поляну мелкий бизнес. Поэтому и принимаются подобные “кодексы”. По сути, принятый документ - это инструкция для отраслевых игроков о беспрепятственном обмене данными граждан. Похоже, в России наконец-то воцарился госкапитализм с полным отсутствием честной конкуренции.
Кодекс не для людей. Главная задача корпораций и бизнеса вообще - продажа товаров и услуг. В данном случае в качестве товара выступают данные пользователей, которые в огромном количестве аккумулируются у провайдеров и операторов связи.
И это очень ценный товар для банков, страховых компаний или даже государственных органов. Это подтверждают и последние новости - а именно
продажа X5 Retail Group рекламной компании Gazprom-Media Digital данных своих покупателей.
Потребитель становится похож на хомячка, который бежит в закрытом колесе и вырабатывает энергию, которой беспрепятственно может пользоваться хозяин клетки в своих нуждах.
Потребителя ждет полное отсутствие права на частную безопасность, еще большее количество рекламы в каждом утюге и шквал дорогих, но некачественных услуг и товаров. Основными покупателями данных граждан станет государство (ради слежки и контроля) и бизнес (таргетирование продаж и услуг). Ничего хорошего для потребителей такое расширение возможностей не несет - теперь продавцы будут знать больше о вас, и попытаются еще активнее впаривать вам некачественные товары втридорога. Пользуясь данными корпораций, государство может еще эффективнее составлять списочки и выявлять неблагонадежных граждан.