В докладе ВШЭ про цифровую экономику подвернулась любопытная статистика: по состоянию на 2017 среди нашего взрослого (от 15 до 74 лет) населения 16,3% интернетом не пользовались никогда в жизни. В том числе:
- в городах – 13,2%, на селе – 25,7%;
- в возрасте 65-74 – 58,3%, 55-64 – 33,2%, 25-34 – 2,8%, 15-24 – 1,8% (а в возрасте 75+, данные по которому в формировании общей цифры не учитывались – 84,3%);
- с высшим образованием – 4,7%, со средним профессиональным – 14,6%, с полным средним – 22,4%, без хотя бы неполного среднего – 27,4%.
https://cctld.ru/files/books/vshe.pdfЭта увлекательная цифирь была к чему. Жить оффлайн – на деньги прошлого века это примерно как не уметь читать и писать: как-то существовать можно, но только в таких нишах, где ты не конкурируешь ни с кем, кроме себе подобных, потому что твоя эффективность качественно ниже, чем у грамотного. Сегодня такую аналогию, наверное, еще можно пооспаривать. Завтра она будет банальностью из банальностей.
По-моему, очень напрашивается уделить углубленное внимание исследованию живущих без интернета в тех возрастах, где явление остается массовым – особенно принимая во внимание, что это одновременно возрасты и предпенсионные. Посмотреть, какие у оффлайновой аудитории обнаружатся основные отличия от онлайновой в тех же возрастах – по доходам, по характеру выполняемой работы и уровню безработицы заодно, по социальной активности, да даже по заболеваемости и смертности. И подумать, что для этой аудитории можно сделать, чтобы она, во-первых, переставала быть оффлайновой, во-вторых и главных, избавлялась от тех негативных корреляций с оффлайновым образом жизни, которые гарантированно обнаружатся.
Помимо понятной социальной составляющей, это способно сойти еще и за какой-никакой резерв повышения эффективности народного хозяйства в целом.