Кампания против Йоты, которая помогла похитить Руслана Шаведдинова — ответы на вопросы и дальнейшие действия.
Йота продолжает
отмораживаться и игнорировать запросы журналистов,
тысячи вопросов от пользователей соцсетей, абсолютно логичных вопросов вроде «возможно ли подобное незаконное отключение связи, если меня будут похищать?» от своих абонентов.
Такое поведение исключено для любой публичной компании. То есть, конечно, компания может вести себя, как хочет, но должна нести из-за такого поведения огромные репутационные издержки и отток абонентов.
Все, кто пишет им в соцсетях, кто переходит от них — большие молодцы. Вы делаете большой вклад не только в кампанию против оператора, который помог похитить человека, но и в институт репутации в целом.
Отвечаю
на самые частые вопросы, которые, вполне справедливо, многие задают.
В: Все операторы выполнили бы требование выключить связь. Чего вы прыгнули на Йоту?
Законное требование — безусловно.
Для выключения связи Руслану Шаведдинову не было ни одного законного основания. Нет даже уголовного дела.
Как происходит подобное неформальное взаимодействие операторов и органов: практически каждый раз, когда органы проводят рейд против ФБК или отдельных сотрудников, операторам звонит тот, кто сопровождает спецоперацию, и просит на время выключить связь сотрудникам ФБК / штабов / в самих штабах.
Такие требования практически никогда не выполняются операторами. Ответственные со стороны оператора либо требуют официальный запрос (которые никогда не присылают), либо соглашаются, но на деле ничего не выключают.
Огромное количество запросов на отключение сотовой связи в центре Москвы во время летних акций были отклонены, либо проигнорированы.
И ничего, мир не рушится, операторы продолжают работать.
Выполнение незаконного требования Йотой — это не правило, а исключение.
Мы должны добиваться того, чтобы таких исключений не было.
В: И куда переходить? Все операторы одинаковые / принадлежат плохим людям. Чего, ходить по кругу? Или переходить на Мегафон, который принадлежит тому же Усманову?
Да, ходить по кругу, и оставаться как можно дольше на том операторе, который не совершает таких косяков. Только так можно вынуждать их вести себя порядочнее.
Только так работает институт репутации.
Очень важно понимать: мы боремся не с владельцами бизнеса — стоит признать, что при всём желании, мы не в состоянии сделать Усманова чуть беднее из-за этой истории. Мы боремся с поведением конкретных ответственных лиц в таких ситуациях и политикой компании в целом.
Некоторые с насмешкой спрашивают: а чего, в Мегафон-то переходить? — намекая, что Мегафон тоже принадлежит Усманову.
Да, переходить, потому что там абсолютно другая структура, другая политика действий в подобных ситуациях, другие ответственные за коммуникации с органами, в т.ч. — неформальные.
В: А чего вы хотите добиться? Йота не может признать, что отключала связь, потому что это запрещает закон об ОРМ.
То, что Йота может и должна сделать прямо сейчас:
1. Прекратить прятаться под корягой и объяснить, что произошло.
Закон об ОРМ запрещает разглашение вполне конкретной информации в случае законного требования, которого не могло быть в случае с Русланом.
2. Пообещать (прежде всего, своим клиентам), что незаконные требования не будут выполняться.
Это минимум, который они должны сделать в этой ситуации, как публичная компания, которая дорожит своей репутацией. Если, конечно, дорожит.
В: Чего делать дальше-то?
Продолжение поста ниже ⬇️