Я довольно часто общаюсь на тему TON, хотя и не по собственной инициативе. В силу специфики моего опыта, спрашивают регулярно про перспективы рекламной системы от Telegram. Официальная биржа, реклама в приложении, ботах, вот это все.
Суммирую свое личное мнение по этому поводу:
⚠️ Рынка рекламы в каналах за пределами СНГ не существует, так как нет самих каналов (почти). Делать биржу под наш регион бессмысленно, это принесет копейки в масштабах Telegram.
⚠️ Продвигать саму концепцию каналов не получится, это специфичный формат медиа, который может быть востребован только там, где есть потеря доверия к другим источникам информации. Да, есть потенциал на таких рынках, как США или Европа, в силу проблем пока это маргинальный тренд. До мало-мальски понятных размеров вырастет через 3-4 года.
Допустим, мы видим рост числа республиканских чатов в Telegram, но пока без сопутствующих им каналов. Ребята реально неуютно чувствуют себя в ФБ и "неподконтрольный никому" Telegram им ок.
⚠️ In-app реклама в официальном приложении не появится от слова никогда, по крайней мере в стандартном виде. Что-то на манер спонсируемых каналов для авторов MTProxy - да. Маркетплейс таких предложений - да. Но есть нюанс.
Количество возможных форматов интеграции ограничено.
Ботов, прокси, каналы, чаты - все это использует меньшая часть аудитории. Чтобы полноценно реализовать бесшовную интеграцию рекламы нужно (о чем я много раз говорил), чтобы реклама была нативной не только в контексте подачи, но и в контексте UX - то есть, например, вела на канал или в бота.
🔽 Рынок рекламы одних каналов у других расцвел как раз благодаря бесшовности. Про проблему ведения каналов я уже писал выше, это специфичный формат, а с ботами все еще сложнее. Их мало кто умеет делать, причем снова речь о UX. За несколько лет я видел максимум 10-к ботов, которые были сделаны реально хорошо и в которых был классный онбординг (процесс первичного диалога и вовлечения).
⚠️ Теперь к главному пункту.
Аудитория Телеграм размазана, реально большого проникновения по географическому признаку у мессенджера в странах "первого мира" нет. Гики, крипта - это замечательные сообщества, но работать с ними умеет и может ограниченное число брендов и еще более ограниченное количество (и их, и их подрядчиков) любит экспериментировать.
✅ Так как же может зарабатывать TON?
Транзакционно, конечно. Но для этого надо плотно работать с сообществом разработчиков, и помогать им создавать такие сервисы, за которые люди готовы платить.
Пока подвижек в эту сторону мало, посмотрим, что будет дальше.