Вставлю свои пять копеек в
дискуссию уважаемых коллег. Если быть точным – сами-то младореформаторы, находящиеся на высоких государственных постах (или политики, претендующие на них), публично даже не заикались об отказе от Косово – в Сербии это равносильно политическому самоубийству. Однако шаг за шагом – кто за барыши, кто под внешним жесточайшим и непреодолимым давлением – сдавали позиции как в самом крае, так и на международной арене по его вопросу: например, согласились перевести процесс урегулирования с уровня ООН на площадку ЕС, что катастрофически ослабило влияние Белграда внутри Косово и его переговорные позиции.
Идею обменять «сердце Сербии» на «светлое европейское будущее» в открытую высказывали только отъявленные грантоеды-аутошовинисты вроде Наташи Кандич или маргинальные либеральные политтрупы вроде наркомана (он сам это признавал) Чедомира Йовановича. Зато платить и каяться – пионеры
«малой октябрьской революции» особо не стеснялись: при них махровым цветом расцвел дискурс о сербской вине в югославских войнах, кровожадности Милошевича, был сдан почти весь Генштаб в Международный трибунал по бывшей Югославии в Гааге, который фактически был антисербским судилищем –
сербы получили в общей сумме 1138 лет тюремного заключения, в то время как все остальные вместе взятые (хорваты, бошняки и албанцы) – в три раза меньше.
Поскольку просто отречься от «колыбели сербской государственности» было нельзя – в общество аккуратно вбрасывались нарративы о «чрезмерной мифологизации Косова», о «преувеличенности» его значения и «необходимости двигаться вперед». И до сих пор либеральные журналисты – как, например, известный телеведущий Зоран Кесич –
иронизируют о важности Косова для сербов: «нам нужно найти новую святую сербскую землю, и я предложил – пусть это будет Воеводина».
А что до Югославии – после "свержения Милошевича" практически сразу было понятно, что она обречена. С удивительной легкостью её уже в 2003-м при посредничестве координатора внешней и оборонной политики ЕС Хавьера Соланы (да, того самого, который возглавлял НАТО в 1999-м во время бомбардировок) преобразовали в Союз Сербии и Черногории, а еще через три года – последняя после сфальсифицированного референдума провозгласила независимость. Зато в 2009-м Сербия получила безвиз)
Но теперь сербам уже предлагают новую подачку в обмен на признание независимости «Республики Косово» - региональное
лидерство в рамках Евро-славии (EU-goslavia, подробнее см.
здесь). Правда не от большой щедрости – просто потому, что Белград за последние годы укрепил свои позиции (не без помощи России) и уже играет роль первой скрипки в регионе, а вступление в полноценный Евросоюз – Брюссель пока предложить не может. Вот вбрасывают подобные концепты-суррогаты – смотрят на реакцию широких масс.