Классический арт и перфоманс NFT (7): первые итоги, ключевые идеи и риски
Важное вступление и
начало хронологии здесь.
Подводя промежуточный итог, стоит вспомнить что при самой смелой оценке продажи на классическом рынке искусства
составляют 8-10 млрд.$ в год.- В лучшие времена (2014) этот показатель достигал 14-16 ~млрд. ежегодных продаж для топ-10 акукционов.
- С определенной вероятностью различные авторы и авторитетные издания указывают на то, что на приватные и иные сделки на остальных ~50 000 аукционах приходится еще 30-40%.
-
Итого при самых идеальных условиях не более 20 млрд.$ в год. Причем на продажу картин, приходится до 70-80% от всех сделок.
- "Дорогое дорожает", но более 90% всех сделок приходится на предметы стоимостью менее 50 000 $.
- Более 50% сделок приходится на предметы стоимостью менее 5 000 $.
- Доля онлайн продаж, не превышает 10% от этого объёма, но продолжит расти и вероятно может составить ~1.5-2 млрд.$ уже через год (или около 130 $ млн. в месяц.)
- Для сравнения только за последний месяц, на 6 самых популярных NFT стартапах "крипто-арт-рынка" продажи составили 200 млн. $ и продолжают расти.
-
Этот объём уже догнал и даже перегнал в моменте продажи топ 10 аукционов на классическом рынке, продолжает расти.
-
Фаза экспоненциального роста NFT-арта начинается в январе 2021 года (подозрительно практически одновременно с выходом хвалебных аналитических репортов о трендах на 2021 год, от Messari, GSR, Intotheblock и других, эти отчеты способствовали позитивным ожиданиям участников венчурного рынка)
-
Потенциал рынка составляет порядка ~8 млрд ежегодных продаж, главным образом за счет миграции участников "живых" аукционов в онлайн формат, с темпами роста последнего на 15%-20% в год.
- Информацию о мультипликаторе для потенциальной оценке этой бизнес инфраструктуры найти не просто, примем за данность, что такие проекты как Rarible или Nifty, по сути являются сайтами-приложениями.
- Доход подобных проектов и их окупаемость остаются под вопросом в долгосрочной перспективе, риски токеномики и говернанс токенов распределены неравномерно, доля держателей может не иметь ничего общего с стейкхолдерами головных кампаний, а DAO, может быть реорганизовано в любой момент.
- Потенциальный доход может составлять до 20% от продаж в идеальных условиях (без учета риска говернанс токенов), что дает позитивную оценку в 200-300 млн.$ в год (в спокойном состоянии рынка) при общем объёме онлайн продаж 1.2-1.5$ млрд.$.
- Возможная потенциальная капитализация сектора при сохранении текущих продаж, стабилизации рынка, составит 10 годовых прибылей (P\E=10) или ~2-3млрд.$. Потенциальное увеличение мультипликатора возможно в будущем. Оценка позитивная, только как условный ориентир.
-
Эти 2-3 млрд.$ разделят между собой не только крипто-стартапы, но и сложившиеся участники рынка.- "Золотых гор" здесь точно нет, для сравнения в индустрии внутриигровых предметов объём продаж составляет 50 млрд.$, что в 2,5 раза превышает весь арт рынок.
- Сделки в арт мире особенно на крупные суммы происходят крайне редко, ликвидность и риск застрять на несколько лет одна из главных причин того, что
"умные деньги" игнорируют покупки "картинок", в первую очередь они стремятся владеть инфраструктурой.- Появление пирамид действующих по схеме "купи картинку и получишь еще одну", может свидетельствовать о начале кризиса ликвидности на поздней фазе цикла.
- "Wash трейдинг" и банальные схемы включая "миксеры" могут создавать видимость объёма. Один участник имея несколько "авторитетных аккаунтов" может покупать и продавать в надежде на то, что интерес и позитивные ожидания привлекут других участников, а заработок на комиссионной модели и тренде "токенов управления", компенсирует издержки на комиссии от переливов.
- В отличии от классического арт рынка, неясно как поведет себя крипто-арт рынок с глобальной корреляцией активов, нет данных. Площадки на которых механика продаж привязана к ETH могут искажать объём из-за курсовых изменений.