1. Четвёртый пакет санкций ЕС стал первым прецедентом применения секторальных санкций со стороны ЕС в отношении Беларуси.
2. Четвёртый пакет санкций начал разрабатываться задолго до задержания Романа Протасевича, поэтому неверно говорить: «Не задержали бы журналиста, никаких санкций бы не было». Запад по-прежнему считает Беларусь своей вотчиной и не намерен отказываться от завоёванных позиций. Давление на РБ будет продолжаться.
3. Одновременно в ЕС боятся перегнуть палку. Там прекрасно осознают, что любые их шаги, ограничивающие экономические связи Беларуси с ЕС, толкают её в противоположную сторону. И выбор фактически сводится к тому, на каком направлении Беларусь найдёт компенсацию санкциям: российском, китайском, ближневосточном.
Поэтому даже теперь, после введения уже четвёртого пакета санкций, на поверку оказывается, что санкции
практически ни в чём существенном Беларусь не ограничивают.
4. Разумеется, что такая нерешительность вызвана не только боязнью посодействовать сближению Беларуси и России, но и откровенно слабыми позициями беглой оппозиции в белорусском обществе. Это видно хотя бы по динамике санкций.
5. Означает ли это, что волноваться не стоит? Отнюдь. ЕС может практиковать свою удушающую политику довольно долго, тем более что она информационно прикрыта «заботой» о правах человека в Беларуси. Исторический опыт говорит о том, что терпение у осаждённых обычно кончается быстрее, чем у осаждающих.
6. Снять блокаду может только сам ЕС. А он сделает это лишь в том случае, если продолжение блокады станет бессмысленным. Обессмысливает её только тесная экономическая и политическая интеграция в рамках СГ и ЕАЭС, наращивание трансъевразийских контактов.