Особенность современной внутриукраинской ситуации заключается в крайней слабости пророссийской инфраструктуры. На первый взгляд, этому противоречат цифры. Так, «Оппозиционная платформа – За жизнь (ОПЗЖ)» получила на парламентских выборах 2019 года 13%, а последний социологический опрос группы «Рейтинг» дал этой партии 14%.
Однако закрытие телеканалов, связанных с Виктором Медведчуком и введение против него санкций не привело к росту поддержки – у Медведчука и его коллег за пределами электората ОПЗЖ не сформировалось «образа жертвы». Тем более, не было уличной протестной волны – сторонники ОПЗЖ остаются по домам. Те, кто мог выйти на улицы, либо покинули свои дома еще в 2014 году (и переместились в Крым, Донецк или Луганск), либо стараются не светиться из-за опасений быть обвиненными в сепаратизме. Более того, ДНР-ЛНР являются крайне непривлекательным образцом для подражания даже для симпатизантов России, что еще более снижает реальные политические пророссийские настроения. Очень мало кому хочется, чтобы в их городе появился Стрелков, а начальником поставили Пушилина.
Рейтинг «Слуг народа» падает, но пользуется этим не ОПЗЖ. Происходит частичное восстановление позиций ветеранов украинской политики, настроенных подчеркнуто патриотично – Петра Порошенко и Юлии Тимошенко. В 2019 году их партии получили по 8%. Сейчас у «Европейской солидарности» Порошенко – 14,6%, у «Батькивщины» - почти 13%. И как раз сторонники национальной идеи (они же противники России) готовы мобилизовать свой актив, если почувствуют, что Владимир Зеленский идет на уступки Москве. Немалая часть восточных избирателей, разочаровавшихся в Зеленском, уходят «в никуда» - Медведчук их не привлекает.
И ОПЗЖ не похожа на Партию регионов, которая представляла собой мощную элитную коалицию, доминировавшую на востоке. Партия Медведчука является хотя и самой электорально сильной на общенациональном уровне, но лишь одной из партий, представляющих восточные регионы. Свои интересы есть у Рината Ахметова, у одесских и харьковских элит, хотя им и не удалось добиться в 2019 году для «Оппозиционного блока» прохождения в Раду по спискам. В Харькове «Блок Кернеса – Успешный Харьков» сохранил название, несмотря на смерть своего лидера. У одесского мэра Геннадия Труханова свой партийный проект – «Доверяй делам». Все они индивидуально договариваются с Киевом, а их отношения с Россией, ставящей на Медведчука, носят весьма непростой характер.
Алексей Макаркин