Зеленский взвинтил ставки в борьбе за власть
(Глеб Простаков специально для газеты
ВЗГЛЯД)
Владимир Зеленский, оказавшись под угрозой потери кресла местоблюстителя Украины, начал наступления сразу по нескольким фронтам. Не контролируя ни судебную (что показала недавняя история его противостояния с Конституционным судом), ни правоохранительную (МВД бессменно контролирует сверхвлиятельный Арсен Аваков) ветви власти, Зеленский решил создать параллельный центр принятия решений, каким стал подчиненный ему Совбез.
Механизм решения вопросов – санкции, которые позволяют президенту разбираться с оппонентами, во-первых, без суда, во-вторых – при помощи не силовых, а экономических методов воздействия, через контрольный президенту Минфин и другие ведомства.
Проблема заключается в том, что Зеленский, судя по всему, действует по собственной инициативе, под давлением обстоятельств и на опережение в расчете на авансы со стороны Штатов. Буду ли даны такие авансы, сказать сложно. Вероятно, в Вашингтоне еще до конца не определились, можно ли верить клянущейся в верности вчерашней марионетке местного олигарха. Кроме того, инициативность Зеленского откровенно не дружит с законом, что не устают повторять и в Евросоюзе, и в Китае.
Так, в ЕС критикуют прессинг властей против СМИ, а суды над украинскими гражданами, которые подпали под санкции собственного государства, рано или поздно дойдут до ЕСПЧ и других международных инстанций. И шансы, что действия государства Украина будут признаны незаконными, крайне велики.
Китай также не останется в стороне. Китайские инвесторы уже подали иски в международный арбитраж с требованием взыскать с Украины $3,5 млрд долларов после того, как украинские власти наложили арест на купленные китайцами акции «Мотор-Сичи». Отношения же Вашингтона и Пекина при Байдене могут существенно отличаться от аналогичных при Трампе, а значит, финт с «Мотор-Сич» там могут не оценить, тогда как санкции Китая, который является крупнейшим импортером украинской продукции, могут больно ударить по экономике.
В целом шансы, что нынешняя инициативность Владимира Зеленского станет наказуемой, достаточно велики. Команда президента обладает ограниченным ресурсом, и держится только благодаря неопределенной позиции США, которые пока лишь рефлексируют по поводу «украинского фактора» в препятствовании избранию Байдена, вводя точечные санкции, но не демонстрируют стратегического видения роли Украины в своих дальнейших геополитических планах.
Сейчас уязвимость Зеленского выгодна Штатам, которые предпочтут «подвесить» украинского президента компроматом, исходящим от Bellingcat или другой НКО. При этом сам Зеленский, вступив в войну сразу по многим фронтам, взвинтил ставки до предела. В случае развития ситуации по негативному для украинского президента сценарию, он рискует потерять не только власть.