Правящая в Республике Молдова партия не считает достижением прекращение практики политических уголовных дел. Такую позицию в интервью радиостанции Europa Libera изложил спикер парламента и временный руководитель партии "Действие и солидарность" Игорь Гросу.
По его словам, для правящей партии единственным мерилом является прогресс по резонансным делам и в особенности по делу о "краже миллиарда", поскольку "это было четвёртым условием предоставления транша Евросоюза" на 50 миллионов евро. Гросу подчеркнул, что и отсутствие взяточничества в государственных учреждениях, для власти успехом не является:
"Когда я слышу эти аргументы, что прокуратура больше не заводит политических дел, это как если бы в каком-то учреждении сказали, что больше взяток не берут. Словно в должностных инструкциях мелким шрифтом указано, когда заказывают работы или прописывают контракты и там почти невидимым шрифтом пишут, что больше взяток не берут. Надо же, какое достижение!.. Повторюсь, если бы прокуратура и другие институты показали бы достижения на резонансных делах... [...]"
Таким образом на генпрокурора вешают своего рода упущенную государством грантовую прибыль, хотя, например, по 2,5 миллиардам леев, выведенным при "краже миллиарда" и затем
отмытых Плахотнюком через сделку по продаже Victoriabank, позиция и западных партнёров и новой молдавской власти иная и солидарная - понять и простить, а значит и списать эту сумму, объявив её невозвратной по (гео)политическим мотивам.
Как рассказал вчера сам генпрокурор Александр Стояногло - суды уже год как затягивают дело по "Викториабанку", в том числе вынося беспрецедентные для молдавской юриспруденции решения о том, как прокуратуре следует расследовать дело, также как и Национальный банк отказывается на основе прокурорских материалов подать иск о возвращении из финансовой юрисдикции "Газпромбанка" порядка 100 миллионов долларов, выведенных при "краже миллиарда".
В этом свете позиция правящей партии уже не выглядит столь монолитным монументом бессребреничеству и эффективному управлению.
Даже может в какой-то мере подрывает предвыборную платформу "Действия и солидарности", согласно которой едва партия получит рычаги власти, то сразу же прекратит схемы (а для их прекращения не нужна прокуратура, которая может и должна схемщиков наказывать, но остановка процесса хищения публичных финансов основана лишь на политической воле исполнительной власти), потери от которых
оцениваются в миллиард долларов в год.
Неполучение гранта на 50 миллионов - вещь неприятная. Но явно не критичная, если смотреть на ситуацию целиком и прилагать усилия не только для смещения генпрокурора любой ценой. С Гросу можно согласиться, что юстиция не должна в принципе заводить политические дела, а взятки со старта неприемлемы для госаппарата. Но если это не достижения, тогда уместным было бы задать вопрос, а какие достижения у президента Майи Санду уже за год нахождения на посту? Взяток она как будто не берёт, арест банковских активов, полученных за счёт "кражи миллиарда" критикует, да и по политическим делам
озвучены сомнения.