Президент Таджикистана Эмомали Рахмон
провел переговоры с главой МИД Пакистана Шахом Махмудом Куреши. По итогам встречи Основатель мира заявил:
1. Таджики должны быть достойно представлены в правительстве Афганистана. Душанбе не будет признавать никакое другое правительство, потому что будет считать его результатом преследования и угнетения национальных меньшинств. При этом уже сейчас Рахмон видит, как боевики террористического движения "Талибан" отказываются от своих предыдущих обещаний и пытаются построить исламский эмират.
2. "Таджикистан решительно осуждает все формы беззакония, убийства, грабежи и преследования афганского народа, особенно таджиков, узбеков и других национальных меньшинств", - говорится в сообщении пресс-службы президента Таджикистана. Рахмон настаивает на том, чтобы ситуация в Афганистане была стабилизирована по средствам мирных переговоров с участием представителей ООН. В противном случае власти Таджикистана не исключают затяжную гражданскую войну в Таджикистане.
Обычно властям Таджикистана, как и других стран Центральной Азии, плевать на то, что происходит с их гражданами за границей. В принципе, им и судьба граждан внутри страны часто бывает безразличной. Почему же в данном случае Рахмон высказывает свою серьезную обеспокоенность?
Во-первых, в Афганистане таджиков проживает больше, чем в Таджикистане: 10-14 миллионов против 6,3 миллиона. Во-вторых, в Афганистане осталась только одна провинция, которая все еще сопротивляется талибам, - это Панджшер, в котором 100% населения - это таджики. По слухам, таджики уже получают оружие из Таджикистана, правда, на официальном уровне это опровергается.
За полгода до того, как террористы захватили власть в Афганистане, Рахмон обеспокоился вопросом безопасности. В частности, Душанбе договорился с Москвой о совместной системе ПВО, укреплении российской военной базы в Таджикистане и так далее. Тогда эксперты не сомневались в том, что делается это не из-за угрозы вторжения террористов, а по причине укрепления режима в контексте готовящегося транзита власти от отца, чья легитимность давно хромает на обе ноги, к сыну, который вообще уважением в стране не пользуется.
На протяжении всех боевых действий Таджикистан никак не мешал талибам захватывать северные провинции Афганистана, где проживают те самые национальные меньшинства о которых теперь переживает Рахмон. Больше того, когда в Таджикистане оказывались беженцы из соседней страны их возвращали обратно под "гарантии безопасности" афганского правительства. Может быть, если бы Панджшер тоже пал, или во главе сопротивления не было Ахмада Масуда-младшего, сына национального героя Афганистана и таджика по национальности, в Душанбе и теперь промолчали бы... Тем более, что изначально страны Центральной Азии были готовы признать любое правительство Афганистана, если перед этим их признает Китай, Пакистан и Россия.
Но все это случилось, и даже есть какое-то подобие заочных переговоров между талибами и панджшерцами. Если пародия на мирный диалог перерастет в резню, Рахмону придется реагировать. Причем обеспокоенностью тут уже не обойтись - поражение таджиков в Афганистане станет серьезным камнем в его огород. Характерно, что Основатель мира и лидер нации обсуждает эту проблему не с кем-нибудь, а с главой МИД Пакистана и приглашает к себе премьер-министра этой страны. То есть все прекрасно понимают, кто и чем занимается в Афганистане.